Министерство культуры РФ планирует объединить несколько реставрационных учреждений под началом ОАО «Реставрационные компании». Председатель совета директоров «Реставрационных компаний» Андрей Аристархов ответил на вопросы корреспондента .
— Чем вызвана необходимость реформы в области государственных реставрационных компаний?
— Примерно 3 года назад Минкультуры передо мной как советником министра поставило задачу изучить деятельность реставрационных компаний, подведомственных Минкультуры, и подготовить предложения по перспективам развития и сохранению этих компаний. В 2013 году в ведении Минкультуры было 12 компаний, занимающихся вопросами, связанными с реставрацией, а также проектированием и строительством объектов культуры. В том числе ОАО «Гипрокино», «Гипротеатр», Государственная научно-производская мастерская «Старинные ткани», Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ), ОАО «Центрреставрация», УПТКиМ «Центрреставрация», Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ), научно-производственная фирма «Ресма», институты «Спецпроектреставрация» и «Сибспецпроектреставрация».
Из всего этого перечня достаточно уверенно смотрели в будущее только ЦНРПМ: менеджмент компании имеет активную и эффективную позицию, им удалось сохранить кадры. Остальные организации находились в разной степени угасания. Где-то уже практически отсутствовал персонал, где-то не было даже директора. Такая ситуация показалась нам недопустимой. Вариант сохранения и возрождения этих компаний, с нашей точки зрения, — это их объединение. Сейчас речь идет о слиянии трех ОАО: «Спецпроектреставрация», МНРХУ и «Реставрационные компании». В рамках трех этих компаний нам удалось сохранить всё то, что осталось от ряда прочих организаций, фактически прекративших свою деятельность.
Концепция объединения компаний предварительно была одобрена Минкультуры в 2014 году. Сейчас мы последовательно движемся в этом направлении. В данный момент каждая компания все еще существует как отдельное юридическое лицо. Хотя некоторые службы этих организаций по факту уже работают как единое целое.
— Что будет с остальными компаниями, которые вы перечислили?
— ФГУП ЦНРПМ — исключительно эффективная проектная организация, она будет действовать как отдельный проектный институт и не подлежит объединению.
Институт «Сибспецпроектреставрация» пока мы исключили из наших планов по объединению. Во-первых, пока там непростая экономическая ситуация. Мы не хотели бы эти риски распространять на компании стабильные и уверенно себя чувствующие. Во-вторых, институт стоит у Росимущества в планах по продаже. А мы бы не хотели, чтобы то, что мы создадим, продавалось в частные руки. Если будет понимание, что они со своими задачами по финансовому оздоровлению справляются, и это не будет неподъемной обузой для всего холдинга, что Росимущество не будет настаивать на передаче в частные руки, тогда будет смысл вернуться к этому вопросу. Поскольку это томская компания с хорошими традициями, архивами, историей, филиалами по целому ряду городов Сибири, для нас это было бы существенным приобретением. Другие названные мною компании не дошли до текущего времени как самостоятельные юридические единицы. Но мы сохранили лучшие кадры, которые от них оставались.
— Какие задачи преследует Минкультуры, проводя оптимизацию?
— Сохранить реставрационные традиции и работающих специалистов-реставраторов, обеспечить сохранение и передачу опыта. Создать крупную эффективную компанию, которая сможет решать задачи от стадии обследования, проектирования, историко-культурной экспертизы до общестроительных работ, художественной реставрации и реставрации предметов декоративно-прикладного искусства. Эта компания за счет своего масштаба сможет заниматься не только реставрацией как таковой, но и научной деятельностью, вопросами, связанными с проблематикой реставрационной деятельности. Она станет инструментом решения проблем, связанных с проектированием и строительством объектов культурного наследия, которые можно решать только в рамках крупной государственной компании.
— Что даст оптимизация компаниям?
— Каждая из компаний имеет узкую специализацию. Поэтому сейчас они не имеют возможности самостоятельно принимать участие в конкурсах на крупные госконтракты, которые включают, как правило, оказание услуг по целому ряду видов деятельности. А у небольших компаний просто нет этих видов деятельности в лицензии. Кроме того, для участия в конкурсе необходима банковская гарантия, которую маленькой компании получить крайне сложно. По этим причинам ранее практически все свои контракты небольшие компании получали, выступая субподрядчиками крупных коммерческих организаций.
Объединение же даст возможность этим компаниям участвовать почти во всех конкурсах самостоятельно. Это касается и проектирования, и так называемой общестроительной реставрации, и непосредственно реставрации живописи и предметов декоративно-прикладного искусства.
— Будут ли сохранены кадры компаний при укрупнении?
— Если говорить о реставраторах, то все кадры, работавшие на момент 2013 года в государственных компаниях, нами сохранены. Есть династии реставраторов, обладающих высочайшей классификацией и знаниями. Наша задача — передать их опыт коллективу реставраторов. Что касается административного персонала — в целом кадры тоже сохранятся. Возможно, будет проводиться оптимизация. Хотя сейчас у нас обратная ситуация: у этих компаний растущий бизнес. И есть проблема дефицита специалистов, в том числе управленческого персонала. И если рост будет продолжаться такими же темпами, возникнет необходимость расширяться.
— У некоторых компаний есть филиалы. Что будет с ними после объединения?
— Проводить работы по обследованию объекта, проектированию и реставрации можно эффективнее, если есть местные специалисты. Кроме того, должно быть ключевое звено, которое обеспечит технический и авторский надзор на месте. Поэтому там, где есть кадры и возможности, филиалы будем сохранять и оберегать. Сейчас есть филиалы у МНРХУ в Полоцке (Белоруссия), а также у Спецпроектреставрации в Таганроге и Ульяновске. В настоящее время у нас большие объемы работ в Дербенте в Дагестане в рамках реставрации цитадели Нарын-Кала к тысячелетию Дербента. Там работает большой коллектив реставраторов. Пока мы юридически не можем оформить филиал, так как МНРХУ находится в стадии реорганизации, но по факту филиал в Дербенте есть. Возможно, в будущем появится филиал в Татарстане, где реализуется большая реставрационная программа. Кроме того, было бы целесообразно открыть филиал в Крыму.
Последние обсуждения