Приз зрительских симпатий на недавно завершившемся 39-м Московском международном кинофестивале получила новая картина Владимира Котта «Карп отмороженный». В последнее время наши кинематографисты, как творцы, так и меценаты, все больше берутся за социально значимое кино. Болезни, ограниченные возможности, беда, старость… Сложность в том, как найти путь пригласить прийти и посмотреть такие фильмы не только тех, кто с этим соприкасается в жизни реальной, и тех, кто способен со всей силой души сочувствовать и сострадать, но и зрителя, который в силу своей благополучной жизни слушать об этом не хочет. Но решение проблемы простое — снять кино талантливо, небанально, честно и по-доброму.
Фильм Владимира Котта — о наших любимых стариках. О тех, которые раздражают. О тех, кого мы забываем. О тех, о ком не хотим думать и потому что больно, и потому что не верим, что сами постепенно становимся такими. Но тонкая ирония, задушевность, продуманные детали заставляют забыть, что тема, по большому счету, трагическая. Главные роли в фильме играют Марина Неелова, Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов. Но и каждая эпизодическая роль ярка и незабываема, будь то ханыжка, которая читает крыловскую басню про попрыгунью-стрекозу, или продавец в Бюро ритуальных услуг, или продавщица в сельском магазине «Пять углов», или сотрудница ЗАГСа — она то и дело тайком ищет сладенькое в ящике рабочего стола, набитого бумажками от конфет, и понять не может — старушка, которая перед ней сидит, уже совсем спятила или нет. Наталья Суркова играет эту служительницу закона. И ее запоминающаяся роль второго плана, сыгранная в партнерстве с Мариной Нееловой, — отличная отправная точка для небольшого интервью. Тем более что актриса приехала из Петербурга в Москву на один вечер, чтобы представить картину.
Наталья Суркова считает, что ее приглашают на роли губернаторов и императриц, потому что есть в ее характере некая сила. . Фото: kinopoisk.ru
Наталья, на сцене вы начали рассказывать историю, как попали в этот проект…
Наталья Суркова: Мне позвонила продюсер Мария Авербах и попросила сняться в кино, потому что режиссер хочет, чтобы я сыграла маленькую роль. И сказала, что всего один съемочный день. Я для себя решила, что откажусь. Было не до этого, у меня были другие планы. И чтобы не обижать Марию, поскольку мы очень дружны, я прочитала сценарий. Когда закончила чтение — просто не нашла в себе сил отказаться.
Вы уже знали, кто будет вашей партнершей?
Наталья Суркова: Нет.
Да и с Коттом первый раз работали?
Наталья Суркова: С Александром Коттом я работала, а с Володей — нет. Это показалось мне забавным. Сценарий мне очень понравился — человечный, душевный. Поверьте, я читаю сценариев довольно много, и таких сейчас, к сожалению, мало. Есть интересные, масштабные, но вот такого задушевного сценария я давно не встречала.
Я чувствую себя богиней, когда рядом Никита Михалков
Не смущало, что у вас не главная роль?
Наталья Суркова: Меня никогда это не смущает. Претендовать все время на главную роль — это, конечно, здорово, но я этой профессией занимаюсь, потому что мне это интересно. Конечно, хотелось бы, но здесь мне было важно поработать с режиссером, с этими партнерами. Не каждый день встречаешься с Нееловой на площадке.
И как с Мариной Нееловой работалось? Вы же и с ней работали в первый раз.
Наталья Суркова: Да, впервые и очень хорошо. Мы так спокойно с ней работали, практично, не напряженно, никуда не торопясь… Очень комфортно было.
На Московском кинофестивале вы впервые увидели фильм? Что для вас эта история?
Наталья Суркова: Да, в первый раз посмотрела. Я думаю, что искусство должно быть в большинстве своем о людях. Вот эта картина — о людях. О двух женщинах, которые живут в глуши совершенно простой жизнью. Все это очень живописно снято… Вообще мне фильм понравился. Есть моменты, которые меня задели и лично мне были дороги.
Московский кинофестиваль для вас не в новинку…
Наталья Суркова: В 2004 году я представляла на нем фильм «Свои», в котором снялась у Дмитрия Месхиева. Мне очень нравится этот фестиваль, в отличие от многих. Потому что он — серьезный, и программа подобрана очень ответственно. Фильмы могут быть хуже-лучше, но такого «попадания мимо», какое встречается на некоторых фестивалях, здесь быть не может.
У Никиты Михалкова вы снимались в нескольких фильмах. Чему он вас научил?
Наталья Суркова: Когда я работаю с Михалковым, даже если у меня нет съемочного дня, но есть возможность, стараюсь приехать на площадку и сидеть сзади него тихонечко-тихонечко. Потому что я у него очень многому учусь. И самому главному — серьезному отношению к профессии. На площадке я смотрю, как он работает — с актерами, с оператором, с массовкой, с художниками. Меня это очень сильно подпитывает.
А когда он работает с вами, у вас бывают какие-то творческие споры?
Наталья Суркова: Не бывает, потому что он такой режиссер, который имеет индивидуальный подход к каждому актеру. Какие у нас с ним могут быть споры? Когда я с ним на площадке, то считаю, что это большая удача для меня. Я чувствую себя богиней, когда он рядом. У меня полное ощущение, что он меня обожает, во всяком случае, сейчас — на площадке. Он пытается создать внутренний комфорт, тишину, спокойствие лично для меня. При этом знаю, что он со всеми актерами работает по-разному. Я готова у него годами безвылазно сниматься. Потому что такую душевную гармонию, как Никита Сергеевич, редкий режиссер может устроить.
В фильме «Дурак» вы сыграли губернатора. Вас на похожие роли потом приглашали?
Наталья Суркова: Если я вижу некие параллели и понимаю, что нечто новое могу сделать, то соглашусь на роль. При этом постараюсь как-то ее окрасить в другой цвет. Было предложение сыграть подобную роль в сериале, но я отказалась — он был не очень интересным. Поэтому я не посчитала нужным сниматься.
В картине Юрия Быкова вы предстали эдакой Родиной-матерью… Это я про свое зрительское ощущение говорю. Оно продлилось для меня в сериале Первого канала про Екатерину — «Великая». Вы там в роли Елизаветы — женщина властная, которая отвечает за всю землю российскую…
Наталья Суркова: Думаю, что меня приглашают на такие роли, потому что, наверное, у меня есть нечто похожее в характере, некая сила. В фильме «Дурак» губернатор — определенная женская судьба. Императрица Елизавета — тоже. Это серьезная ответственность, очень большой груз, когда женщина его несет в таких масштабах. Приходится задумываться. У Елизаветы так сложилась жизнь, что ее не готовили в императрицы, не воспитывали подобающим образом. Она и самообразованием не занималась, в отличие, скажем, от Екатерины II. Та самовоспитывалась, читала книги, саморазвивалась. Но так сложилась жизнь, что Елизавете пришлось взять на себя управление страной. И все-таки я считаю, что для ее характера, интеллектуального развития, не слишком глубокого образования она сделала для страны в свое время немало.
Вы сейчас вернетесь в Питер, вас спросят: как фильм «Карп отмороженный»?
Наталья Суркова: Не успеют, потому что уезжаю в отпуск. Но, конечно, кто-то позвонит, и я скажу, что обязательно надо смотреть.
Последние обсуждения