Искусство скрывает в себе много тайн, и до недавнего времени большинство из них оставались неразгаданными. Но ученые с их новыми методами физики, химии и биологии находят объяснения все большему числу секретов.
Поля камыша и тайны вечности
Одним из самых значимых археолого-культурных открытий последних 10-15 лет стало раскрытие секрета бальзамирующего состава, который египетские кудесники использовали для подготовки мумии перед отправкой умершего фараона или знатного человека в Иару, «Поля камыша», древнеегипетский рай.
Рецепт состава, который позволил мумиям «дожить» до наших дней, раскрыли два известных британских химика и археолога, Стивен Бакли (Stephen Buckley) и Ричард Эвершед (Richard Evershed) еще в 2001 году. Впоследствии Бакли, Эвершед и другие группы египтологов уточнили, какие компоненты входят в его состав, и выяснили, что древние египтяне использовали его и для «консервирования» пищи для усопших фараонов. Они также узнали, что жители дельты Нила освоили это искусство неожиданно рано – около шести тысяч лет назад, задолго до появления единого Египта.
Секреты мумификации были раскрыты благодаря двум приборам – газовому хроматографу и масс-спектометру. Используя эти устройства, Бакли и Эвершед нашли в саванах мумий следы камеди фисташкового дерева, животных жиров, пчелиного воска, масла из морских губок, а также смол и экстрактов из коры мирта и многих других растений. Состав бальзамирующей жидкости менялся от династии к династии, что позволяет достаточно точно определять возраст и эпоху захоронения мумии даже в том случае, когда других источников информации о ней нет.
Фальшивая «Джоконда» Древнего Египта
Другое интересное, но пока противоречивое «древнеегипетское» открытие было сделано благодаря тому, что одним из самых известных примеров живописи, так называемыми «Медумскими гусями», заинтересовались биологи и химики.
Картина, которую культурологи называют «Джокондой» Древнего Египта, была найдена в конце 19 века в одной из мастаб, кирпичных гробниц фараонов, где покоились останки принца Нефермаата, сына фараона Снеферу. Ее первооткрывателем был известный итальянский «черный археолог» Луиджи Вассали, вырезавший полотно из стены гробницы и вывезший его в Каир.
В 2015 году биологи обратили внимание на то, что гуси на этой фреске принадлежат к тем подвидам птиц, которые не встречаются в Египте и обитают гораздо севернее, в Европе и Малой Азии. Тогда исследователи проанализировали химический состав красок на полотне «Медумских гусей» и обнаружили, что часть из них содержит в себе пигменты, которые не были известны египетским мастерам. Сомнений добавляет и то, что сам Вассали был художником, нередко рисовавшим внутри древнеегипетских памятников культуры.
Все это говорит о том, что Египет может лишиться одного из самых известных и красивых полотен, если подозрения ученых подтвердятся. Такой вывод очень не понравился правительству Египта. Захи Хавас (Zahi Hawass), археолог и бывший министр по делам древностей, заявил о «ненаучности» подобных гипотез, отметив, что автор всех этих предположений не является искусствоведом и поэтому не имеет права голоса.
«Терновый венец» Сикстинской капеллы
Внимательность ученых помогла раскрыть драму фрески «Страшный суд», которую великий живописец Микеланджело Буонарроти написал на стенах Сикстинской капеллы, а также некоторых других его поздних работ. Изучая портреты Микеланджело, написанные за 20-30 лет до его смерти, итальянские культурологи обратили внимание на то, что его руки и пальцы сложены странным образом, не характерным для здоровых людей. Эти странности могли быть просто ошибкой какого-то одного автора, однако «неправильные» руки встречались на всех портретах мастера, написанных в то время, когда его возраст перевалил за 60 лет.
Фреска Микеланджело «Страшный суд»
Медики, изучившие эти портреты, выяснили, что Микеланджело страдал от тяжелой болезни суставов – дегенеративного артроза, при развитии которого руки и пальцы постепенно теряют подвижность, а человек ощущает очень сильную боль. До этого историки искусства считали, что великий художник страдал от другой болезни суставов – подагры, однако ее следов медики на портретах Микеланджело не нашли.
Если Микеланджело действительно страдал от артроза, то тогда «Страшный суд» и ряд других работ позднего периода были настоящим адом для живописца, которому приходилось терпеть страшную боль во время рисования. С другой стороны, если бы он бросил искусство, его руки «одеревенели» бы гораздо раньше.
Хайтек Рембрандта
Великий голландский живописец Рембрандт ван Рейн может войти в историю не только как художник, фактически основавший современную живопись, но и как хитроумный изобретатель, использовавший последние достижения физики для облегчения своей работы.
Британские физики обратили внимание на то, что пропорции тела и головы Рембрандта на всех его автопортретах и «вставках» в другие картины неестественны, что очень странно, учитывая статус и талант живописца. Кроме того, художник смотрит не прямо на зрителя, а в сторону, что крайне сложно написать, так как живописцу приходится смотреть на себя в зеркало.
Ученые обвинили Рембрандта в «жульничестве» при писании автопортретов
По мнению ученых, эти странности возникли из-за того, что Рембрандт пользовался проекторами – набором из линз, выгнутых зеркал и камер-обскур, которые позволяли ему выводить свое отражение прямо на холст. Физики сконструировали несколько таких «проекторов» и получили то же искажение пропорций, что и на картинах Рембрандта. Они обнаружили, что такие проекции лучше всего видны на листах меди, на которой написаны большинство автопортретов художника.
Искусствоведы и историки культуры обвинили исследователя Фрэнсиса О’Нила (Francis O’Neill) в том, что он «завидует Рембрандту», отметив, что присутствие таких «проекторов» в студии художника было бы удивительным и хорошо заметным фактом для его современников и близких, о чем никто из них никогда не писал и не рассказывал. Сам же О’Нил считает, что никто о них не рассказывал, потому что все художники Голландии пользовались такими приборами, и они никого не удивляли.
Нанотехнологии вместо красок
Похоже, что художники начали пользоваться «нанотехнологиями» и плодами современной био-неорганической химии намного раньше ученых. Как недавно выяснили химики из Франции, известный британский живописец Уильям Тернер изобрел загуститель для масляных красок, который представлял собой высокотехнологичный «гибридный гель», если пользоваться современной научной терминологией.
Тернер называл свой загуститель непонятным словом «гумтион», и не оставил деталей того, как он его готовил. Используя спектрометрию, химики выяснили, что он состоял из органических смол, льняного масла, мастики и ацетата свинца. Свинец играл ключевую роль в этой смеси, так как его ионы заставляли молекулы уксусной кислоты полимеризоваться и превращаться в вязкий гель.
Благодаря необычному загустителю Тернер мог рисовать картины послойно, нанося один слой краски поверх другого и при этом не смешивая их между собой. Такая техника, как считают ученые, позволила ему добиться исключительно чистой и яркой игры света и тени на его поздних работах.
Всевидящее рентгеновское око
Одна из картин известного французского импрессиониста Эдгара Дега, «Портрет женщины», давно привлекает внимание искусствоведов и любителей искусства тем, что через нее постепенно проступает другой портрет, который пока невозможно нормально разглядеть. Используя новые виды рентгеновских сканеров, физики смогли «промотать время вперед» и узнать, кто изображен на этом портрете.
Методика «проявки» картины основывалась на простом наблюдении – каждая краска содержит в себе уникальный набор химических элементов.
Ученые составили карты распределения свинца и цинка (белый цвет), хрома (зеленый цвет), меди и кобальта (синий цвет) и других элементов, входящих в состав прочих красок. Затем они наложили эти карты друг на друга, и оказалось, что на холсте изображена Эмма Добиньи – широко известная натурщица Дега, игравшая роль «прачки» на других картинах французского художника. Почему он решил закрасить ее и написать поверх портрет неизвестной женщины, остается загадкой.
Похожим, хотя и не таким высокотехнологичным способом ученые находили и реконструировали скрытые портреты и картины в полотнах Рембрандта, Ван Гога, Малевича и ряда других известных художников.
Под солнцем Ван Гога
Знаменитые подсолнухи на картинах Винсента Ван Гога, выставленных в британской Национальной галерее в Лондоне, не так просты, как кажутся – четыре года назад ученые выяснили, что эти цветы, скорее всего, были бесплодными мутантами.
Большинство соцветий, изображенных на картинах Ван Гога, имеют совсем небольшой плодоносящий внутренний диск, почти полностью скрытый под внешними лепестками. Этот необычный облик цветов, как выяснили ученые, вызван генной мутацией. Такие цветы производят мало семян, а самые красивые соцветия, напоминающие желтые астры, не имеют семян вообще.
Американские генетики заново вырастили «подсолнухи Ван Гога», скрестив нормальные сорта с «полумутантными» разновидностями. В результате выросли и бесплодные «астры», и сверхпродуктивные подсолнухи, полностью лишенные лепестков, подобно растениям в центральной части «Подсолнухов» Ван Гога. Причиной всему — мутация в гене HaCYC2c, управляющем размерами лепестков подсолнуха.
Темная сторона «американской мечты»
Картины, помимо всего прочего, часто служат источником информации о здоровье людей разных эпох. В прошлом году медики обратили внимание на один из самых известных американских пейзажей, «Мир Кристины», написанный Эндрю Уайетом в 1948 году, и поставили диагноз его героине.
На картине, которая считается символом Америки 1950-х годов, изображена девушка по имени Кристина Олсон. Она, как считал сам художник и его знакомые, была частично парализована из-за перенесенного в детстве полиомиелита.
Современные американские медики проанализировали позу и положение рук лежащей девушки и пришли к выводу, что она болела редкой генетической болезнью – синдромом Шарко-Мари-Тута. Он возникает в результате мутаций в генах, связанных со сборкой белков в нервных клетках мозга, управляющих мускулатурой.
Их повреждение приводит к медленной и необратимой дистрофии мышц, в результате чего носитель синдрома постепенно теряет контроль и подвижность рук, ног и других частей тела и впадает в паралич. Гипотеза добавляет психологизма картине, посвященной оптимизму и стремлению к счастью.
Последние обсуждения