В ее жизни переплетены судьбы и стили нескольких городов. Родного Ленинграда и ставшей домашней Москвы. Лондона, где живет и творит ее дочь, избравшая профессию художницы. И Парижа, Амстердама и Гааги, где работал и продолжает работать ее муж — дипломат, посол России, а ныне — член международного суда ООН, и за кем она — известная народная артистка, отправлялась, как жена военного «в гарнизон».
Чтобы безамбициозно исполнять там одну из главных своих ролей — преданной жены и счастливой матери, а затем, вернувшись в Москву и выйдя из тени мужа, нон-стопом вести на себе весь репертуар «Современника», который долгие годы верстался с учетом полетов главной актрисы театра. Исключение, редко кому даруемое на московской сцене…
В ее творчестве было много женских и даже мужских ролей (тому пример — совместный спектакль «Современника» и ЦИМа «Шинель», где Неелова играла Башмачкина), позволивших как в официальных поздравительных телеграммах, так и в простых человеческих признаниях справедливо величать ее блистательной актрисой, ставшей родной во многих домах.
Ее не просто любили, поддавшись безграничному обаянию, ее героиням всегда сочувствовали и всегда от души их жалели — ведь по признанию Марины Нееловой, она никогда не играла счастливых женщин, но никогда бы не хотела сыграть абсолютную безысходность. Вспомните хоть влюбленную девочку Ниночку из «Монолога» Ильи Авербаха, хоть ставшую нарицательной женской героиней Аллочку из «Осеннего марафона» Георгия Данелии… В ее биографии было множество знаковых работ с режиссерами, каждая из которых могла бы составить полноценную и счастливую актерскую судьбу, а у Марины Нееловой таких встреч было — всех не перечислить — с Георгием Данелия, Никитой Михалковым, Ильей Авербахом, Эльдаром Рязановым, Вадимом Абдрашитовым в кино, Валерием Фокиным и Галиной Волчек в театре…
География ее творчества позволила сохранить королевскую осанку, глаза женщины-ребенка, всегда открытые чуду и готовые этим чудом поделиться с другими, настроения принцессы, которая может позволить себе в любых обстоятельствах делать то, что хочешь, а не то, что надо; и юмор актрисы, помогающий справиться со всеми невзгодами в разных странах и континентах.
«Что меня греет сегодня? Плед, шерстяные носки и красивый диван, где я с книгой в руках…», — отшучивается Марина Неелова в ответ на вопросы о планах на будущее.
Интервью она не дает давно и принципиально, но вы не найдете другой такой русской актрисы, которая бы столь самоотверженно перевоплощалась в кино и так беспощадно обнажала бы свою душу на сцене. В день ее семидесятого дня рождения в родном «Современнике» — театре, которому отдано более сорока лет, по желанию юбилярши — ни намека на торжества.
«Есть люди, которые обожают праздники, и не имеет значения — это 8 марта, 23 февраля, Новый год или день рождения: это заранее блеск глаз, взволнованное предощущение, вечный вопрос: «Что надеть?!» и уверенность, что будет очень весело. Но, к сожалению, мне никогда не бывает весело в праздники, я не могу «заказать» себя на определенный день, но всегда завидую этому умению вдруг «вскочить» именно в этот срок в прекрасное настроение…Меня всегда пугают большие компании и много народа. Единственное, когда я это люблю, — аншлаг в театре… Мы с мужем полетим на несколько дней в Лондон, где сейчас живет наша дочь», — сделала она единственное объясняющее ее отсутствие «заявление» для прессы — для ТАСС, избежав при этом любых «датных» телесъемок.
В овациях ее искупают 20 и 21 января, когда она выйдет, как всегда, в главной роли в спектакле «Дама», который режиссер Анджей Бубень специально для Марины Нееловой поставил в «Современнике» по пьесе польского классика театра абсурда Тадеуша Ружевича. Смешная, эпатажная, эксцентричная, и на себя не похожая — такая, какой Марину Неелову мы еще не видели и не знали.
Последние обсуждения