Новый фильм Павла Лунгина – это пушкинская драма и оперные страсти, перенесенные в сегодняшний день. В кадре – Ксения Раппопорт и Иван Янковский. В саундтреке к фильму – голоса солистов Большого театра.
«Даму Пик» – первый совместный проект Лунгина и продюсера Фёдора Бондарчука – выпускает при значительной промо-поддержке российское представительство компании «Двадцатый век Фокс», продюсеры оформляют сделки о прокате в европейских странах. Павел Лунгин встретился с Павлом Гайковым и рассказал о современности пушкинской прозы и чувственности оперного искусства.
— «Пиковая дама» Пушкина – это универсальная история на все времена. Что вас подвигло экранизировать её именно сейчас?
— Я думаю, что наше общество изменилось, молодым пробиваться наверх все труднее, и Германн – это очень современный образ. Мы видим таких же молодых людей среди нас, они ходят по московским улицам в рваных джинсах, не верят, что работой и талантом можно добиться чего-то в жизни.
Они не верят в справедливость, считают, что у жизни можно только украсть или выиграть в карты. Их можно понять. Мир повернулся. Голосование за Трампа говорит о том, что в мире многих молодых людей всё это не устраивает. Чувство несправедливости гонит и Германна.
— Почему Вы решили остановиться на Иване Янковском в качестве исполнителя роли Германна?
— Я искал среди разночинцев, гениев, безумцев, среди одиноких актеров, потерянных, и все было не то. Ваня пришел ко мне сам в самом конце подготовительного периода, когда я уже был в отчаянии. Знаете, актёр — как влюбленность. Я понял, что это его роль, с первых же минут проб.
Я вначале не успел ничего понять, и уже потом увидел, что в нем видна порода трёх поколений потрясающих актеров. Мне кажется, он похож на великих героев немого кино, на Ивана Мозжухина. Он просто разрывает экран! Может быть, этот талант умнее его самого. Талант, как говорила Фаина Раневская, как прыщ: он вскакивает непонятно где, и зачем.
© Фото предоставлено компанией «Двадцатый Век Фокс СНГ»
Актер Иван Янковский в фильме Павла Лунгина «Дама Пик»
— У вас почти все ключевые роли исполняют театральные актёры. А как же отечественная киноактёрская школа?
— То, что Ваня Янковский и исполнительница роли Лизы – Мария Курденевич – учились на одном курсе ГИТИСа у Женовача, а теперь вместе играют в его спектаклях, я узнал уже на съёмках. Я счастлив, что в «Даме Пик» снялся Игорь Миркурбанов – культовая для театра фигура. В том, что все они из театра, конечно, что-то есть.
Сегодня многих актёров губят сериалы. Они там бегают, как заведенные, с одного сериала на другой, с ёлки на утренник, зарабатывают деньги, как безумцы. Как будто это первое поколение актеров, дорвавшееся до денег! Молодые талантливые люди не реализуют себя, если не проявляют разборчивости. Нужно взять себе за правило хотя бы раз в месяц отказываться от чего-нибудь, нельзя «хавать» всё.
— Но вы не так давно выпускали сериал «Родина» – какие выводы сделали для себя?
— Я считаю, что будущее сериалов велико, и что человек, который не верит в форму сериала, — дурак или сноб. Сериал взял на себя функции романа, он позволяет показать тонкие психологические состояния актеров.
Я сейчас продюсирую для НТВ сериал «Жена полицейского», он мне нравится, там много оригинального, интересные персонажи. Проблемы наших сериалов – это текст, сюжет. Многие сериалы пишутся неряшливо, быстро, невнятно, из-за этого они дурны. Но стали появляться и хорошие, между прочим. Люди хотят быть хорошими. Легче быть хорошим режиссером, чем плохим.
Павел Лунгин, архивное фото
© РИА Новости. Илья Питалев
Лунгин приступает к съемкам психологического триллера «Дама пик 2015»
— У нас же всегда была пишущая и читающая страна, куда делись хорошие сценаристы?
— Знаете, в Индии у каждого нищего есть свой нищий, а у того – еще один свой. Все они как бы работают друг на друга, и когда ты подаешь одному, ты не знаешь, кому ты отдаешь деньги на самом деле. Вот также и со сценаристами: у всех мало-мальски успешных сценаристов есть свои «подсценаристы», а у тех ещё свои, только что вышедшие из ремесленного училища. Когда вся эта пирамида попадает на экран, невозможно понять: кто и как вообще мог написать такой диалог?!
— В 40 лет, имея за плечами богатый опыт сценариста и пройдя в кино всё, что только можно было, вы сняли свой первый фильм «Такси-блюз», не похожий ни на ваши работы, ни на другие картины вообще. Что нужно, чтобы так кардинально перестроить свой мир?
— Я тоже в чем-то Германн. Я не смиряюсь.
— Очевидно, что для работы над «Дамой Пик» вам понадобилось очень серьёзно погрузиться в мир оперы – в том числе, и для того, чтобы записать музыкальное сопровождение картины. Расскажите про этот опыт.
— Нам помогал Дмитрий Вдовин, художественный руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра. Если бы не он, я не думаю, что справился бы. Он надолго стал моим союзником и советчиком. Дмитрий открыл для меня голоса и людей в опере, я увидел, как он занимается с певцами – и кое-что перенес прямиком в свой фильм.
— Вы были до этого знакомы?
— Нет. Я просто услышал его интервью по радио и понял, что этот человек подходит мне энергетически и интеллектуально. Кстати, с Мамоновым мы познакомились точно так же. Перед «Такси-блюзом» я прочитал где-то его интервью, и понял, что то, что он говорит — моё. Я ему взял и позвонил, хотя мы раньше не были ни знакомы, ни дружны. Он даже не был актёром – на тот момент только музыкантом в «Звуках Му».
— У вас в фильме упоминается шоу «Голос», да и вообще вокальные шоу в последние годы стали суперпопулярным форматом на ТВ. Как вы думаете, почему?
— «Голос» – это чистая эмоция. Когда мы слышим голос, он уходит нам напрямую в мозжечок, в спинной мозг. Реакция на звук иррациональна, интуитивна, архаична. Реакция на изображение гораздо более интеллектуальная.
Почему женщины буквально разрывали теноров на части в XIX веке? Они же просто нападали на них у выхода из театра! Потому что так сильна была чувственность голоса. Я всё это знал и понимал, поэтому в «Даме Пик» очень важен чувственный элемент. Этот фильм он наполнен эротикой, сексом. Голос – это чувства.
— Может быть, и сейчас опера тоже станет такой же популярной, какой была тогда?
— Кажется, что хоккей опера не заменит, но что-то в этом духе на больших стадионах будет. Мне кажется, мы движемся к этому. «Дамой Пик» с её триллерной структурой я как раз и хотел показать, как близок классический репертуар современному зрителю. Посмотрим, как зритель примет это.
Последние обсуждения