Персональная выставка знаменитого художника Зураба Церетели открылась в воронежском областном музее имени И. Крамского. Десятки произведений, созданных в последние годы, заняли два этажа. На фоне кризиса, авитаминоза и всесезонной русской хандры жизнелюбие Церетели особенно бросается в глаза. Как выразились коллеги мастера, «его искусство обнадеживает».
В экспозицию вошли декоративные работы в любимых техниках Церетели — живопись, графика, скульптура и эмаль. Картины маслом, размашистыми мазками — охапки садовых цветов (каждый размером с голову), ковры подсолнухов, «одушевленные» коты и собаки, мощные фигуры людей. Объятия, сплетения, натюрморты в подарок (в серии «Моим друзьям» Церетели что только не презентует — и гигантские фрукты, и ботинки, и таксу…), немного сюра (на полотне «Тата и Квака» за спиной у женщины маячит нечто в костюме лягушки).
Прямо у входа — для тех, кто не очень хорошо знаком с церетелиевским творчеством — скульптура «Мои любимые художники»: Шагал, Модильяни, Пикассо, Матисс и Ван Гог. Чуть поодаль еще одна подсказка — фигуры примитивистов Нико Пиросмани и Анри Руссо. Этажом выше выстроились в ряд простые металлические горожане с грустными и лукавыми грузинскими физиономиями.
«Листы из альбома» (шелкография) представляют автора как незаурядного графика, энергично, даже страстно схватывающего обыденное. Блестящие, словно налитые соком объемные эмали — как продолжателя древней традиции. На панно все те же кочующие герои: влюбленные и клоуны, шарманщик и винодел, петухи и подсолнухи. У людей Церетели нет нарочито красивых лиц. У них мясистые щеки, большие грубые руки и стопы. Они ничего и не делают особенного — нюхают цветы, смотрят друг на друга телячьими глазами да раздумывают о чем-то.
— Церетели — человек-планета, его не с кем сравнить. Его вроде бы прикладные вещи по мастерству, по технике исполнения демонстрируют размах, достойный эпохи Возрождения, — отметил директор воронежского художественного училища Сергей Гулевский.
На вернисаже публика слегка ошалела от буйства красок: почти всегда чистых, не приглушенных, сгустками набросанных на холст. Некоторые посетительницы, выбирая ракурс для селфи, норовили распластаться на полотнах в совсем не музейных позах.
— Мне кажется, искусство Церетели обнадеживает. Сейчас много «погребальных» выставок: все мрачно, уныло, плохо, война, всемирный кризис и так далее. Это обескураживает зрителя. Та же тенденция частично прослеживается и в музыке, и в литературе. А Церетели излучает оптимизм, — добавил народный художник России, академик Олег Савостюк. — На мой взгляд, умение заражать силой, верой в идеалы должно быть у любого творца. Зураб Константинович — художник взрывной. Он не мямлит в своих работах. Посмотрев на них, хочется идти и созидать. На мой взгляд, Церетели входит в десятку крупнейших художников мира. Для Воронежа это событие равнозначно нашумевшей выставке Серова в Москве.
Выставка Зураба Церетели в Воронеже продлится до 20 марта. Билет стоит 200 рублей (для льготных категорий посетителей — 150).
Адрес областного художественного музея имени И. Крамского: Воронеж, проспект Революции, 18. График: ср — вс с 10 до 18 часов, пт с 11 до 18, последний четверг месяца — с 12 до 20. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Телефон для справок: (473) 255-38-67.
Олег Савостюк, народный художник РФ, академик Российской академии художеств:
— Церетели — явление. У него интересная школа. В Тбилиси от великолепных живописцев и графиков он получил основу — понимание коренного грузинского искусства. Живя во Франции, некоторое время учился у Пикассо. В России общался с замечательными скульпторами и полюбил русскую традицию. Его творчество удивительно разнообразно!
Ольга Рябчикова, искусствовед, заведующий экспозиционным отделом воронежского художественного музея имени И. Крамского:
— Глядя на картины Церетели, кто-то скажет: «Ой, ну и я так могу». Его живопись не академическая, а декоративная. Но ее «красивость» и простота — кажущаяся. Мастер наследует традиции народного искусства Грузии. Здесь символичен и цвет (обязательно яркий!), и характерные образы (собака, кошка, птица, цветок), и сама идея нераздельного существования природы и человека. Неслучайна на выставке скульптура «Пиросмани и Руссо»: любимые художники Церетели — примитивисты, самоучки. Неслучайно расположены рядом графические листы и эмалевые картины — там же одни образы. Это все впечатления детства, герои детства (продавец сыра, обувщик, уличный музыкант), которые в эмали обретают «плоть».
Последние обсуждения