Фильм Константина Бромберга «Чародеи» уже много лет остается одной из любимых новогодних картин россиян. Без песни про трех белых коней мы вряд ли можем представить любой праздничный плейлист, а история современных Иванушки и Аленушки до сих пор радует зрителей всех возрастов.Фантазия на тему повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», конечно, имеет мало отношения к литературному первоисточнику, но это скорее милый недостаток картины. Одним из главных достоинств ленты стала фантастическая Аленушка — Александра Яковлева, после «Чародеев» окончательно закрепившаяся в пантеоне первых красавиц нашего кинематографа.
До этого в ее биографии уже был «Экипаж» Александра Митты, где она решилась на нетипичную для советского кинематографа откровенную сцену (снятую, кстати, с должной степенью аккуратности и режиссерского вкуса). На молодую актрису сразу стали обращать внимание ведущие постановщики — она снимается у Георгия Данелии в ленте «Слезы капали», получает роль в масштабном историческом сериале «Россия молодая», а потом в ее жизни случились «Чародеи».Конкурентки у Яковлевой были маститые: Аленушкой могла стать Ирина Алферова, но Бромбергу не понравился на кастинге эпизод с превращением героини в злобную ведьму. Пробовались Ирина Муравьева, Лариса Удовиченко, Елена Проклова — но в итоге Бромберг остановился на Александре Яковлевой. Белокурая девушка с лучистыми глазами — вот она, настоящая русская краса, в которую попросту невозможно не влюбиться!
После «Чародеев» Александра снимается много и при этом не боится экспериментировать с экранными образами. Ее персонажи — не всегда однозначные положительные красавицы. Иногда среди них попадаются капризные эгоистки (как в «Приказано взять живым») или типичные современные героини с сильным характером (медсестра Саша в «Танцплощадке»). Но не выпадает она и из образа роковой красотки — ее Диана Литтл из «Человека с бульвара Капуцинов» вернула нам прежнюю Яковлеву: неотразимую, желанную, страстную, при этом сильную и волевую.Собственно, такой образ вполне соответствовал и ее характеру в жизни: в начале 90-х она оставляет работу в кино и уходит в общественную деятельность, а там и в политику. Яковлева несколько лет занимает пост заместителя мэра Калининграда, открывает там фестиваль «Янтарная пантера» (который, собственно, и держится на личности и энергии Александры), ну а затем уходит в бизнес.
Именно Яковлеву — как ни удивительно! — пассажиры поезда «Сапсан» благодарили за появление в экспрессе бистро в русском стиле, это была ее идея во время работы заместителем начальника Октябрьской железной дороги. Многие коллеги, встречаясь с ней, порой даже не верили, что перед ними та самая Аленушка из «Чародеев», — так неожиданно было увидеть прекрасную актрису в образе сильной и обаятельной бизнес-леди.Но уйти из профессии у Александры Яковлевой так и не получилось. В 2016-м она снова возвращается к любимому делу. Сначала играет в театре — зрители были счастливы видеть любимую актрису на сцене. Появляется и в кино — в «Экипаже» Николая Лебедева, который стал своеобразным продолжением картины Митты и повторил основные мотивы оригинального фильма. Она вернулась к роли Тамары — на этот раз героиня Яковлевой уже не работала стюардессой, а явно сделала карьеру в отрасли, превратившись в авиачиновницу.
Любимый и родной Калининград она не покидает, продолжает работать депутатом городского совета. К Александре Евгеньевне постоянно обращаются горожане, и она старается всем помочь, всех выслушать, тем более что курирует один из важнейших социально-экономических вопросов, связанных с муниципальной собственностью.И именно в эти годы начинается последняя битва в жизни актрисы — ей ставят страшный диагноз: онкология. Но Яковлева не сдается. В 2019 году она открыто заявляет о вердикте врачей, сообщая журналистам, что болезнь дошла уже до последней стадии. Александра идет на операцию, причем первую в своей жизни. Три часа врачи сражаются с опухолью, и Яковлева потом будет рассказывать журналистам, что ее хирург — самый настоящий гений.
После операции она была полна творческих планов, хотела снять кино как режиссер. Продолжает лечиться, идет на химиотерапию. Когда ее спрашивают, удалось ли победить болезнь, она лишь отмахивается: «Чувствую себя хорошо, но уже не знаю, удалось или нет». Она ищет возможности для съемок собственной картины, связывается со спонсорами, думает о составе творческой группы. Но этим мечтам все-таки не суждено было сбыться.
Яковлева ушла из жизни 1 апреля 2022 года — ей было 64 года. Но народная любовь к актрисе продолжает крепнуть. Каждый раз, когда красавица Аленушка приходит к нам в гости с экрана, мы тепло улыбаемся и снова очаровываемся ее красотой и талантом.
Последние обсуждения