Венская государственная опера представила в воскресенье вечером первую премьеру сезона — оперу Джузеппе Верди «Макбет» с ансамблем солистов, включая российскую сопрано Татьяну Сержан в главной женской партии.
Полная экспрессии кровавая драма итальянского классика по трагедии Шекспира семь лет не шла на венской сцене, при этом предыдущая постановка была провалом. На этом фоне воскресная премьера привела к большому успеху как у публики, так и у критиков. Зрители не раз прерывали спектакль бурными аплодисментами, а после финального занавеса горячо приветствовали криками «браво» не только артистов, но и постановочную группу. Это большая редкость для Вены, где публика весьма предвзято относится к режиссерам и где последние премьеры минувшего сезона встречали криками неодобрения в адрес постановщиков.
«Это большой и — когда последний раз такое было?— не вызывающий возражений успех», написала критик Ренате Вагнер в рецензии на сайте авторитетного венского оперного журнала Neuer Merker.
Парад дебютов
В спектакле много дебютов. Французский дирижер с армянскими корнями Ален Альтиноглу, считающийся восходящей звездой оперного дирижирования, уже не раз вставал за пульт Венской оперы. Но «Макбет» знаменует его первую здесь новую постановку.
Уроженка Петрозаводска, выпускница петербургской консерватории и солистка Мариинского театра Татьяна Сержан — одна из самых востребованных Леди Макбет современной оперной сцены, выступавшая в этой и других партиях драматического сопрано в ведущих театрах мира. Но она впервые вышла в воскресенье на сцену Венской оперы.
Для исполнителя главной мужской роли, румынского баритона Георге Петяна, это был его дебют в партии Макбета. Он начал учить ее только в июне, когда от участия в этой постановке неожиданно отказался другой певец. Наконец, выдающийся итальянский бас Ферруччо Фурланетто, который в понедельник отмечает тридцатилетие своего дебюта в Венской опере, впервые выступил здесь в партии Банко.
Малой кровью
Немецкий режиссер Кристиан Рэт и британский художник Гари Макканн создали элегантную минималистическую постановку, в которой ни одно движение не идет вразрез с захватывающей своим драматизмом музыкой Верди. Три серых стены с лестницами, имитирующие бетон, создают в ходе спектакля разные архитектурно выверенные композиции, дополняемые лишь постелью Макбетов — больше никакого реквизита на сцене нет.
Одной из главных визуальных тем этой оперы является кровь, прокладывающая путь к власти. Но в отличие от ряда других современных постановок «Макбета», которые буквально заливают кровью и заваливают фрагментами тел, авторы венской постановки пользуются красной краской весьма дозированно.
Свет и видео составляют единое целое, бесшовно перетекая друг в друга, когда надо показать призрак убитого Банко или Бирнамский лес, несущий возмездие Макбету в финале оперы.
«Мы приблизили действие к современности, но без того, чтобы конкретно указывать на ту или иную страну, год или диктатора», — сказал режиссер в интервью австрийской газете Der Standart. «Когда думаешь сегодня о Сирии, Ливии, обо всем, что в последнее время так плохо закончилось, то, конечно, эта опера очень актуальна», — добавил он.
Стоило ли волноваться?
Исполнителям главных партий удалось создать превосходный ансамбль, часто действуя на контрасте поражающей с первых тактов мощи голоса Сержан и лиричности звучания баритона Петяна. Однако с развитием действия они уходят от представления о «слабом» Макбете, ставшем инструментом в руках жаждущей власти жены. И вокально, и актерски узурпатор и его супруга становятся к финалу спектакля равноправными участниками совершающихся злодейств.
«В каждом поколении артистов есть одна, две, может быть, полторы Леди Макбет», — сказал на приеме после спектакля, поздравляя российскую певицу, генеральный директор Венской оперы Доминик Мейер. Он назвал ее выступление фантастическим. «Она очень волновалась — но стоило ли волноваться?» — добавил директор.
Сержан, которая впервые исполнила партию Леди Макбет в 2002 году в Турине и с тех пор поет ее на самых престижных сценах мира, наряду с партиями Аиды («Аида»), Леоноры («Трубадур»), Амелии («Бал-маскарад»), Флории Тоски («Тоска»), Лизы («Пиковая дама»), сказала РИА Новости, что первое выступление перед искушенной публикой Венской оперы далось ей нелегко.
«Работа над ролью продолжается всю жизнь, поэтому каждая премьера — это какой-то шаг. Мы только не можем оценить сами, шаг куда. Но по приему зрителями понятно, что ты хотел что-то донести — и донес. Это важно и это приятно», — сказала артистка.
Последние обсуждения