Почетный президент Государственного музея изобразительного искусства (ГМИИ) имени Пушкина Ирина Антонова скончалась во вторник на 99-м году жизни, ее имя неразрывно связано с музеем, который она возглавляла на протяжении 52 лет.
Антонова, сделавшая легендой Пушкинский музей, родилась 20 марта 1922 года в Москве. В детстве она четыре года прожила с родителями в Германии. После прихода к власти в этой стране нацистов, в 1933 году, ее семья вернулась в СССР.
Биография Ирины Антоновой
В 1940 году Антонова поступила в Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ). С началом Великой Отечественной войны она окончила курсы медсестер и с весны 1942 года работала в госпитале на Красной Пресне в звании младшего сержанта медицинской службы.
Во время войны ИФЛИ объединили с МГУ, в 1945 году Антонова окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ и была приглашена на работу в Музей имени Пушкина, параллельно учась в аспирантуре при музее. Областью ее научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.
Золотые годы ГМИИ
В 1961 году директор музея им. Пушкина Александр Замошкин перед уходом на пенсию предложил старшему научному сотруднику Ирине Антоновой возглавить музей. По словам самой Антоновой, вся ее жизнь оказалась связана с музеем и она об этом не жалеет — после стольких лет работы в учреждении, где собрана вся мировая культура, «появляется специальное внутреннее измерение: человек соотносит себя со всем миром».
При Антоновой начался расцвет ГМИИ. В музее была проведена выставка советского живописца Александра Тышлера, состоялась выставка Анри Матисса.
Французский художник Марк Шагал (справа) беседует со скульптором Иосифом Чайковым (слева). В центре директор Пушкинского музея Ирина Антонова. 1973 год — РИА Новости, 1920, 01.12.2020
© РИА Новости / Юрий Иванов
Французский художник Марк Шагал (справа) беседует со скульптором Иосифом Чайковым (слева). В центре директор Пушкинского музея Ирина Антонова. 1973 год
По инициативе директора ежегодно стали проводится Випперовские чтения — конференции памяти бывшего научного руководителя музея Бориса Виппера, которого Антонова считала своим учителем.
Антонова воплотила в жизнь идею о расширении музея — появились Музей импрессионистов, Музей частных коллекций, Детский центр. Более тридцати лет в ГМИИ проходят знаменитые «Декабрьские вечера», задуманные еще вместе со Святославом Рихтером.
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова, которая возглавляла музей 52 года, покидает свой пост, но останется в ГМИИ в должности его президента. Проект Weekend вспоминает самые громкие выставочные проекты Ирины Антоновой.
«Мона Лиза» И «буржуазное искусство»
В 1974 году под руководством Антоновой была проведена реорганизация экспозиции музея: ГМИИ им. Пушкина стал первым советским музеем, который «начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным».
В этом же году у Антоновой возник конфликт с руководством министерства культуры из-за ее решения освободить залы второго этажа ГМИИ ради коллекций западной живописи из собраний меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Творчество таких мастеров, как Ренуар, Сезанн, Гоген, считалось властями «буржуазным и вредным». По словам Антоновой, в те годы «в подвалах лежали первоклассные вещи — почти весь Музей западного искусства».
Высокая репутация Антоновой в музейном сообществе позволила музею представлять у себя уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко «выезжают» за рубеж. Это и «Антея» Пармиджанино (Музей Каподимонте, Неаполь), «Святое семейство» Мантеньи (Государственные собрания Дрездена), «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана (Галерея Палатина, Флоренция), и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (Лувр).
Появление в Москве шедевра да Винчи вызвало небывалый ажиотаж — ценители искусства дежурили на подступах к ГМИИ, чтобы ровно на 15 секунд задержать взгляд на одном из самых знаменитых портретов в истории человечества. Чтобы привезти «Мону Лизу» в СССР, потребовалось изготовить специальный пуленепробиваемый ящик и найти гигантскую многомиллионную страховую сумму.
Антонова организовала в музее крупнейшие международные выставки — «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тернер», «Пикассо» и другие. Настоящим событием для советских людей стала выставка авангардных работ «Москва — Париж» в 1981 году, на которой были представлены картины опальных Малевича и Кандинского.
«Музейный городок»
Ирина Антонова выступила инициатором и возглавила рабочую группу по подготовке концепции развития музея, создания «музейного городка», о котором мечтал основатель музея Иван Цветаев. По предложению Ирины Александровны к участию в работе по реконструкции музея был привлечен один из крупнейших мировых архитекторов сэр Норман Фостер (Великобритания).
Под руководством Антоновой была разработана программа мероприятий к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2012 году, получившая поддержку и финансирование правительства РФ.
В апреле 2013 года Ирина Антонова, отметившая месяцем ранее свое 91-летие, была назначена главным куратором государственных музеев России, а в июле она покинула пост директора, став почетным президентом ГМИИ.
За свои заслуги академик Российской академии художеств, почетный член Международного совета музеев при ЮНЕСКО Ирина Антонова отмечена множеством отечественных и зарубежных наград, в том числе орденами Трудового Красного знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III, II и I степеней, Государственной премией РФ. Также она награждена орденом Почетного легиона Французской республики (командор), орденом Командора литературы и искусства Франции и итальянским орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» (командор).
Последние обсуждения