В театре Романа Виктюка — премьера спектакля «Танго». Пьеса Славомира Мрожека считается сложной для постановки, поэтому режиссеры берутся за нее редко. Разобраться в смыслах противоречивого и мистического текста попытался Игорь Неведров.
«Гамлет XXI века» — так называет своего героя режиссер и актер Игорь Неведров. В свои 25 лет Артур мечтает не изменить мир, а придать ему утерянный смысл. Классик театра абсурда Мрожек смоделировал утопический мир на примере семьи, где нет запретов и правил, где все можно. Но этот мир оказался самым непрочным и бесполезным.
«Среди тоталитарных режимах в коммунистической Польше Мрожек создает гипотетическую модель мира и предполагает, что же будет. Все можно, все разрешено. Неизбежно происходит расползание. Каждый растаскивает этот мир в сторону своих интересов, желаний и амбиций», — отметил режиссер Игорь Неведров.
Кислотные бусы, яркая одежда, напоминающая стиль хиппи, Мария Матто готова к выходу на сцену. Она играет мать главного героя Элеонору. Красивая, беспечная, легкая на измены мужу, она не чувствует раскаяния и сожаления, как не чувствует и счастья. Свобода — главный смысл ее жизни.
«Мы семья, которая борется за свободу, с одной стороны. В противовес — Артур, который хочет вернуть нас в порядки и правила, чтобы мы были застегнутыми и причесанными, следовали традициям», — пояснила актриса Мария Матто.
Герои существуют в странном мире. На сцене, кажется, собраны случайные предметы, которые не случайны. Египетская мумия-катафалк, детская горка, карусель — на фоне обветшалого фасада дома. В этом безвременье проходит жизнь трех поколений.
Владимир Белостоцкий вжился в роль бабушки Евгении, которая когда-то боролось за право танцевать танго и быть свободной. А сейчас неожиданно столкнулась с бунтом своего внука, который борется за установление границ.
«Вот ее знак. Она с молодости стремилась к свободе и, как она считает, эта свобода достигнута, ей комфортно, она наслаждается жизнью. Появляется третье поколение после нее, для которого свобода — другое понятие», — добавил актер Владимир Белостоцкий.
Для героев танго олицетворяет свободу. Танец, для которого нужна была смелость и который когда-то танцевали не все. В бегущей строке этимология слова, которое возникло в Древнем Египте и обозначало особое место. Африканские работорговцы «танго» называли место, где держали и продавали рабов.
«Это спектакль — не о танце. Это размышление о том, что такое свобода, что такое абсолютная свобода и что такое отсутствие свободы, что такое люди, в которых есть поиск этой свободы», — рассказал актер Дмитрий Голубев.
А потому в этой истории грустный финал и… «Танца не будет», — говорит Мария Матто.
Последние обсуждения