Зельфира Трегулова о новом проекте Третьяковской галереи

Зельфира Трегулова о новом проекте Третьяковской галереи

В Казанском Кремле 29 апреля открывается выставка «Гений века» — первый проект в рамках программы сотрудничества Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан. О новом проекте рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Не так давно Эрмитаж показывал свои проекты в Казани. Теперь Третьяковская галерея собирается показывать выставку «Гений века» в казанском Кремле. Это параллельные проекты или просто одна и та же площадка?

Зельфира Трегулова: Это не параллельные проекты. Мы делаем эту выставку в сотрудничестве сразу с несколькими институциями, в том числе и с Эрмитажем. Когда Рустам Нургалиевич Минниханов, президент Татарстана, предложил Третьяковской галерее сделать проект в Казани, возникла идея, что первую выставку можно было бы сделать на площадке центра «Эрмитаж-Казань». Михаилу Борисовичу Пиотровскому эта идея тоже очень понравилась. Дело в том, что когда музей создает филиал в том или ином городе, «репертуар» его проектов не то чтобы исчерпывается, но требует обновления. И тут открываются перспективы сотрудничества с другими музеями, которые тоже хотели бы показывать свои выставки на достойной площадке в том или ином регионе.

Эрмитаж эту нашу идею объединения музейных усилий поддержал. На мой взгляд, это очень правильная стратегия сегодня. Очевидно, что распыляться — менее продуктивно, чем объединять усилия и возможности… Представьте, если бы мы сказали: «Конечно, мы начнем работать над программой выставок в Казани, но только сначала нужно создать филиал Третьяковской галереи в Казани»! Очевидно, что этот сюжет сразу бы оказался в разы дороже, сложнее, а кроме того — был бы отложен надолго.

Иначе говоря, это межмузейный проект?

Зельфира Трегулова: Именно. Причем в нем участвуют три музея. Кроме Эрмитажа, мы в этом проекте работаем вместе с Музеем изобразительных искусств Татарстана, который дает для выставки 20 блистательных работ из своего собрания. Речь идет часто о работах тех же художников, которые мы привозим на выставку в Казань. Многие их картины из конфискованных частных собраний и музеев Москвы и Петрограда в 1920-е годы отправлялись в региональные музеи, поэтому в Казани есть замечательные работы Врубеля, Гончаровой, Ларионова, Борисова-Мусатова, Милиоти… Например, великолепное панно «Полет Фауста и Мефистофеля» Врубеля. А мы везем в Казань шедевр Врубеля «Царевну Лебедь». Мы чрезвычайно редко «отпускаем» ее на выездные выставки, на моей памяти последнюю четверть века она не покидала стен Третьяковской галереи в Лаврушинском. Но в Казань «Царевна Лебедь» приедет.

Впервые за многие десятилетия мы сможем увидеть на выставке рядом работы, которые изначально создавались как парные. Например, «Провинциальный франт» Михаила Ларионова встретится с «парой» — «Провинциальной франтихой», хранящейся в казанском музее.

Всего в Казань приедут более 60 произведений из Третьяковской галереи. Признаюсь, мы сознательно выбирали тему, которая помогла бы представить нашим музеям вместе лучшие вещи из своих собраний. Чтобы это были не просто гастроли Третьяковской галереи, а именно — сотрудничество.

Название проекта «Гений века» — это парафраз латинского выражения genius loci, то есть «гений места»?

Зельфира Трегулова: Отчасти. Куратор проекта Ольга Фурман, она работает в отделе искусства первой половины ХХ века, предложила показать самые важные направления искусства русского Серебряного века: символизм, импрессионизм, московский сезаннизм, неопримитивизм… Речь идет направлениях, которые способствовали формированию радикальных поисков русского авангарда, но ни супрематисты, ни абстракция, ни футуристы в этом проекте не представлены. Это отдельная тема. Кроме того, мы включили в экспозицию работы тех же художников, но уже 1920-х годов, чтобы посмотреть, как менялись темы, стиль, манера их письма в Советской России. Речь, конечно, о тех художниках, которые не эмигрировали.

С точки зрения музея, этот проект интересен, поскольку дает шанс посмотреть, как будут работать те выставочные стратегии, которые мы вырабатывали для московской публики, в Казани. Мы очень тщательно работали над выставкой, над каталогом, разработали линейку сувенирной продукции… Архитектор выставки Агния Стерлигова имеет опыт работы над проектами Третьяковской галереи: вместе с Сергеем Чобаном она создавала пространство для нынешней выставки Джорджо де Кирико в Новой Третьяковке и недавней выставки из Ватикана — Roma Aeterna.

Среди работ, которые вы везете в Казань, есть картины из степного цикла Павла Кузнецова, портрет татарского журналиста Ахмета Михада Рефатова, написанный Робертом Фальком в 1915 году. Но специального акцента на восточной теме нет?

Зельфира Трегулова: Нет, совсем нет. Но понимая, какую роль играла Казань в жизни, например, Федора Шаляпина, мы включили в состав выставки портрет певца работы Константина Коровина. Как напоминание о том, что первое выступление Федора Ивановича было в Казани.

Но в дальнейших совместных проектах с Музеем изобразительных искусств Татарстана восточная тема будет звучать?

Зельфира Трегулова: Второй проект в Казани, над которым будет работать отдел новейших течений, будет связан с творчеством Булата Галеева. Этот художник, работавший в Казани во времена оттепели, опережал свое время. Было очень приятно увидеть на выставке в Карлсруэ — «Лицом к будущему. Европа 45/68» часть экспозиции, отведенную экспериментам Булата Галеева. Его произведения замечательно смотрелись с не менее радикальными работами западноевропейских художников, также экспериментировавших в 1960-е годы со звуком, цветом, изображением. Надеемся, что наш будущий проект позволит привлечь внимание к интереснейшим экспериментам эпохи оттепели. Очень хотелось бы, чтобы имя Булата Галеева заняло достойное место в истории отечественной культуры второй половины ХХ века, а результатом нашего второго проекта в Казани стало бы сохранение и изучение его наследия.

Третья выставка, которую мы планируем показать в Казани в рамках этой программы сотрудничества между министерством культуры и республикой Татарстан, будет представлять ядро исторического собрания ГТГ — искусство передвижников. Это своего рода пролог к большой выставке Товарищества передвижных художественных выставок, которую мы готовим в 2020 году, к 150-летию Товарищества. Мы хотим посмотреть на творчество передвижников современным взглядом, позволяющим выйти за рамки стереотипов, когда их картины воспринимались исключительно как социальное послание или иллюстрация революционных идей. Мы постараемся дать на выставке в Казани более сложную интерпретацию их творчества.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>