Завершился 69-й Каннский фестиваль

Завершился 69-й Каннский фестиваль

Больше всего наград в Каннах получила иранская драма Асгара Фархади «Коммивояжер» — две. Но обе, увы, не главные. Для меня-то этот фильм был основным кандидатом на «золото».

Еще ни разу в эти фестивальные дни зал не испытывал столь острого сочувствия к происходящему, не искал вместе с героями ответов на сложные психологические и этические вызовы простого, казалось, сюжета. Это немного детектив: герой пытается найти обидчика своей жены. Но там нет выстрелов, убийств и мордобоя, да и случай не криминальный — бытовой, но ставит героя перед мучительными вопросами. И я мало знаю картин, где становилось стыдно за свои скороспелые выводы и приходилось вместе с героем их пересматривать — думать вместе с ним. Наконец, нам по-новому открылся Иран — страна людей абсолютно европейских по духу: герои — актеры театра, который играет «Смерть коммивояжера» Миллера, и сцены из спектакля придают дополнительный смысл происходящему. Фильм возвращает цену таким категориям, как достоинство, кодекс чести, гордость и страх позора, который равен смерти. Стыдный поступок одного порождает жажду мести в другом, и теперь вопрос в том, где нужно остановиться, чтобы малое зло не породило зло большее. Со столь тонкими бытовыми материями умеет работать только очень большой мастер, и мне кажется важным, что Фархади снова возвращается к этим темам.

Ну а конкурсный пока завершала «Она» — первый французский фильм Пола Верховена с выдающейся работой Изабель Юппер. Моральные координаты картины так диаметрально противоположны иранской драме, что, подозреваю, рядом они оказались не случайно — фестиваль выстраивает свою драматургию. Как и у Фархади, героиня Верховена в своем доме подверглась насилию — на этот раз жесточайшему и циничному. Но реакции на это совершенно разные. Героиня Юппер самостоятельна, деловита и внутренне свободна — в том числе и от общепринятой модели поведения. Ее реакции непредсказуемы, и они вне морали — у нее в этом смысле прочная закваска: отец с темным прошлым, престарелая мать, крутящая роман с альфонсом, балбес сын, уверенный в том, что родившийся у подружки чернокожий младенец — его ребенок. У нее соответствующая профессия: под ее руководством команда программистов создает видеоигры с монстрами — тоже максимально жестокие и натуралистичные. Верховен в интервью отрицал любые моралите и фрейдистские мотивы фильма, но садомазохистские утехи составляют пружину сюжета, а связь видеоигр с природой такого человеческого характера очевидна. Почти физически — как в тех видеоиграх.

Изабель Юппер сказала: такой мощный саспенс возникает в силу характера героини, от которой не знаешь, чего ждать. Так и в жизни: мы сталкиваемся с проблемами, но не видим решений — просто продолжаем жить. «Именно это я и делала в фильме», — сказала актриса. Насилие отвечает внутренним потребностям героини, оно живет в темных закоулках ее сексуальных грез — отсюда ее тяга к насильнику, которая сублимировалась в придумывании видеоигр и получила выход в реальность.

Фильм предполагалось снимать в США, но там актрисы одна за другой отказывались от роли. Юппер уже играла подобный характер в «Пианистке» Михаэля Ханеке, она отважна и в новой роли. Создатели картины не настаивают на типичности героини — наоборот, подчеркивают ее придуманность, особость, отдельность. Но фильм живет своей жизнью и, как всякое крупное сочинение, открывает свободу для интерпретаций. Для меня он безусловно моралистичен: из него ясно, что монстров внутри нас общество уже производит индустриальными методами.

…И, наконец, вчера вечером жюри под водительством Джорджа Миллера объявило лауреатов 69-го Каннского кинофестиваля. Вот его результаты.

Лауреаты 69-го Каннского кинофестиваля
Золотая пальмовая ветвь — «Я, Дэниел Блейк», режиссер Кен Лоуч (Великобритания)

Гран-при — «Это всего лишь конец света», режиссер Ксавье Долан (Канада)

Лучшая режиссура — Кристиан Мунджу («Выпускной», Румыния), Оливье Ассаяс («Персональный закупщик», Франция)

Лучший сценарий — «Коммивояжер» (Асгар Фархади, Иран)

Лучший актер — Шахаб Хоссейни («Коммивояжер», Иран)

Лучшая актриса — Жаклин Жозе («Ма Роса», Филиппины)

Приз жюри — «Американская милашка», режиссер Андреа Арнольд (США)

Приз Фипресси — «Тони Эрдманн», реж. Марен Аде (Германия)

Главного приза конкурса «Особый взгляд» — «Самый счастливый день в жизни Олли Маки», реж. Юхо Куосманена (Финляндия).

Российский фильм «(М)ученик» Кирилла Серебренникова получил премию Франсуа Шале; ею независимое жюри награждает работы, затрагивающие самые болевые точки современной жизни.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>