Ваш билет на балет: фильм «Большой» Валерия Тодоровского

Ваш билет на балет: фильм «Большой» Валерия Тодоровского

Режиссер Валерий Тодоровский представил свою новую картину. На сей раз это история о балете, Большом театре и девочке из шахтерского городка, добравшейся до главной сцены страны. Фильм «Большой» стартует в прокате 11 мая. Эта картина — совсем не нашумевший не так давно «Черный лебедь», но в списке фильмов о том, как устроен балетный мир, он займет достойное место.

Провинциалка Юля Ольшанская случайно попадает в Москву на прослушивание в балетное училище, где на нее обращает внимание легендарная преподавательница Галина Белецкая, испытывающая проблемы с памятью — в силу преклонного возраста. На пути к главной партии своей жизни Ольшанской предстоит пройти через интриги и грязное закулисье самого белого и прекрасного из искусств. Интриги и тяжелый, истязающий труд во имя чего-то эфемерного и воздушного — популярные мотивы сюжета, когда речь заходит о балете.

«Стекла в пуанты» — так сформулировал это клише сам Валерий Тодоровский. И все-таки ему удалось добавить новые интонации.

Главное, что отличает «Большой», — нетривиальный выбор исполнителей. Ради съемок в этом фильме ни одна актриса не пострадала на пуантах или у станка. На роли молодых танцовщиц, подружек-соперниц, Валерий Тодоровский выбрал настоящих балерин.

Карину Курникову — красавицу и пай-девочку из обеспеченной семьи, отдавшей свои душу и тело только балету, — сыграла московская балерина Анна Исаева. Ее полную противоположность, страшненькую Ольху, — звезда варшавского Большого театра Маргарита Симонова.

Роль легендарного французского танцовщика исполнил француз Николя Ле Риш — также мировая балетная знаменитость. Даже и в подтанцовке можно увидеть настоящих артистов балета. Подготовкой танцев занимался, возможно, лучший постановщик хореографических сцен в нашем кино Олег Глушков, работавший с Тодоровским на «Стилягах» и в «Оттепели». Съемки проходили на исторической сцене Большого театра.

Одно дело, когда зритель пытается поверить в правду, наблюдая за перевоплощением известного артиста (как это было, например, в случае с Сергеем Безруковым в роли танцовщика и хореографа в фильме «После тебя»). Другое — когда видишь на экране профессионалов: их грацию невозможно копировать, как нельзя заменить декорациями легендарную сцену Большого. При этом и в драматических эпизодах обе балерины-актрисы выглядят убедительно, настолько сливаясь с созданными для них образами, что от них (образов) уже невозможно отделаться и после финальных титров.

Другой несомненный успех «Большого» — это Алиса Фрейндлих в роли больной Альцгеймером наставницы. Актрису, которой несколько месяцев назад исполнилось 82, мы не видели в большой, настоящей, интересной роли десять лет — со времени «Сентиментального путешествия на родину», где она сыграла маму поэта Бродского.

Белецкая в исполнении Фрейндлих — немного комичная и очень трогательная, вызывающая огромное сочувствие и уважение, как и сама Алиса Бруновна. Ее экранным оппонентом становится героиня Валентины Теличкиной. Для телеверсии «Большого», которую Тодоровский также обещает подготовить, это — «бронебойный» дуэт, который точно не оставит без внимания зритель старшего поколения.

Во многом «Большой» повторяет рецепт успеха других хитов Тодоровского — «Стиляг» или «Оттепели». Здесь тоже есть ностальгический ретроналет в сценах из 90-х, показывающих детство главной героини. Есть яркие и узнаваемые типажи «из народа»: например, родители Ольшанской — тихий заводской работник и его мегера-жена.

Есть драматические личные сюжеты в судьбе каждой героини, над которыми сентиментальные зрительницы обольются слезами. Есть и финал, который примирит всех, напомнив, что у каждого из нас своя правда. Тодоровский, по традиции, не спешит расставлять моральные оценки за зрителя, хотя и проследить его симпатии нетрудно.

Одним словом, «Большой», хоть и позиционируется как фильм для кинопроката, все-таки больше кажется киноверсией сериала. Здесь есть популярные сериальные типажи и коллизии и несколько сцен, после которых, кажется, что сейчас погаснет экран и побегут титры, — но действие продолжается.

Однако «сериальное» в данном случае не значит «плохое». В «Стилягах» и «Оттепели» Тодоровский показал, что умеет стильно и оригинально находить путь к сердцам зрителей обоих полов и любого возраста, от 16 до 60. В «Большом» он еще раз продемонстрировал это поистине уникальное умение.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>