В Воронеже показали экшн-боевик про Одиссея

В Воронеже показали экшн-боевик про Одиссея

Эпопею о том, как царь Итаки перехитрил троянцев и циклопов, прошел между Сциллой и Харибдой и устроил кровавую расправу над женихами своей супруги, пересказали доступным языком актеры театра-студии Karlsson Haus. Кукольный спектакль «Одиссей» по мотивам поэмы Гомера петербуржцы представили на фестивале «Маршак» в Воронеже.

Конечно, гекзаметром на сцене никто не разговаривал. Древнегреческий эпос легко и иронично пересказали за час с небольшим — обычной прозой XXI века. Спектакль Алексея Лелявского удачно сочетает модный сторителлинг (с которым воронежцы познакомились год назад на фестивале «Большая перемена») и традиции кукольного театра.

Ключевые эпизоды «Одиссеи», ставшие неотъемлемой частью культуры (троянский конь, встреча с циклопом и морскими чудищами Сциллой и Харибдой, уловки Пенелопы), расцветили шутками, которые ясны детям, а у взрослых вызывают довольный хохот. Чего стоит эпизод, когда суровый папаша Одиссей, отругав Пенелопу за сюсюканье с сыном, сам напевает ему разные «люли-люли» и подбрасывает к потолку, пока жена не видит. Роняет, конечно. А, изменив супруге с Цирцеей — ну а что, она ж колдунья, чары, все такое… — отметает подозрения сакраментальным: «Ой, ну все, давай спать уже».

С Одиссея, застывшего в веках как античная статуя словно сняли гипс — превратив в живого и понятного человека. Тем более живого, что куклы героев и маски богов предельно упрощены, вся нагрузка ложится на фантазию. А фантазия у юного зрителя обычно бурная. Для нее режиссер приготовил даже несколько ловушек, чтобы никто не дремал. Пока один актер расписывает, как Одиссей спилил дерево, другой — для иллюстрации — рубит воздух тугим луком.

«Одиссей» оформлен скупо и контрастно, его четкий рисунок напоминает древнюю керамику. Белый, черный и немного красного — для вневременной истории о человеческих страстях этого достаточно. Декорациями служат железные бочки — они и волны, и камни, и острова, и крепость Троя, и «барабаны» для актеров.

Режиссер не делает вид, что на спектакль придут совсем уж невинные недоросли (билеты продают с пометкой «12+»). Но и чуть смеется над теми, кто считает себя чересчур взрослым. Карикатурно-обнаженная Цирцея заманивает Одиссея в свою постель, их стыдливо прикрывают простыней; услышав вздохи и стуки, публика понимающе хмыкает. Потом оказывается, что за занавесом ворочаются и стучат весла гребцов. А когда Одиссей пронзает воображаемой стрелой соперника Антиноя, артист замогильным голосом комментирует: мол, из головы истекли кровь и мозги, и «все увидели то, о чем только догадывались, — у Антиноя были кровавые мысли».

Прямая речь

Адольф Шапиро, президент российского центра Международной ассоциации театров для детей и молодежи ASSITEJ:

— Возрастные ограничения для театра — больная тема. Они скорее нужны для актеров, чтобы спектакль хорошо шел. А решать за детей, в каком возрасте что им смотреть, глупо. Мы должны ориентироваться не на «среднего» человека, а на готового! Лермонтов в юношестве вон какие стихи писал… Дети включают телевизор или компьютер и видят все, что угодно. А в театре почему-то должна быть «дистиллированная вода»… Взрослые недооценивают детей — их восприятие, возбудимость и так далее. Ребенок очень рано — вспомните себя — начинает думать о существенных вопросах, о смерти. Прочтите русские сказки — сколько там страха.

Для музеев у нас нет возрастных ограничений. Боттичелли, Рубенса, Ренуара все смотрят, дети видят в Эрмитаже или Лувре обнаженную натуру и хуже от этого не становятся. Просто ребенок берет из художественного произведения тот минимум, к которому он готов. Вы можете прочитать «Войну и мир» хоть в десять лет — что там может повредить психике? Ничего.

Применительно к театру важно еще, приходит человек туда с родителями или с классом. Когда мы имеем дело с культпоходом, то на сцене разворачивается один сюжет, а в зале другой. Надо ходить в театр вместе с детьми! Родители недопонимают, какая это большая радость для ребенка. Он и спектакль тогда воспримет иначе.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>