В Петербурге отмечают столетие со дня рождения Георгия Товстоногова

В Петербурге отмечают столетие со дня рождения Георгия Товстоногова

Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения Георгия Товстоногова. Имя великого режиссера неразрывно связано с Большим драматическим театром. Он возглавлял его на протяжении тридцати трёх лет. Эту эпоху в истории театра называют золотой. Возглавив в 1956 году близкий к закрытию театр, Товстоногов превратил его в первую сцену страны. Сегодня актёры Большого драматического возложили цветы на могилу режиссёра в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В честь юбилея в Петербурге, в Музее театрального и музыкального искусства, проходит выставка, на которой представлены письма и личные вещи мастера. А в Большом драматическом театре будет установлен бронзовый бюст Георгия Товстоногова.

Большой драматический, Георгий Товстоногов. Два неразрывно связанных, словно тело и душа, начала. Он пришел в это здание в далеком 1956 году. Нет, не пришел! Гениальный режиссер для всего мира — для КПСС он был лишь солдатом идеологического фронта, и его бросили на самый трудный участок — поднимать непосещаемый театр.

«На одном заседании обкома партии, я знаю точно, стоял вопрос о том, что нужно к БДТ по набережной провести трамвайную линию , потому что народ не ходит в БДТ, тот оторван от центра, но когда папа перешел из Театра Ленинского комсомола в БДТ, вопрос трамвайной линии отпас сам собой», — вспоминает сын Георгия Товстоногова, режиссер Вадим Милков.

Спектакли, которые он здесь поставил, прославили не только театр, но и всю советскую театральную школу: «Три Сестры», «Дядя Ваня», «Мещане», «Холстомер», «Пять вечеров», «Ханума». Каждый из них стал откровением для своего времени. Актеры не просто создавали иллюстрации к текстам классических произведений — режиссер сумел добиться на сцене главного. «Добиться правды человеческих отношений. И эта правда разительно контрастировала с той ложью, которая была во всем нашем государстве. Вот почему ночами стояли очереди в театр, жгли костры и пытались попасть на все наши спектакли», — убежден народный артист СССР Олег Басилашвили.

Те, кому посчастливилось работать с гениальным режиссером, до сих пор ощущают энергетику, которой он наполнял все пространство театра на Фонтанке. «Вот он приходил в зрительный зал, садился, и начинался процесс творчества, и артисты становились талантливыми просто под его взглядом, от того, что он здесь», — утверждает народный артист России Валерий Ивченко.

Самое страшное, что могло произойти с актером, услышать замечание от режиссера за проявленное на репетиции равнодушие. «Но, в то же время, его страшно любили все, мечтали попасть на репетицию, малюсенькую рольку получить. Мечтали, чтобы он сделал замечание, а они бы его выполнили», — рассказывает народный артист России Геннадий Богачев.

В своем кабинете Товстоногов пропадал до двух часов ночи. Здесь устраивались рабочие совещания и послепремьерные застолья, сюда стремились попасть всемирно известные актеры и режиссеры.

«Здесь бывали Питер Брук, Федерико Феллини, Джульетта Мазина. Здесь же мы принимали в советские времена, когда еще не открылся железный занавес, Грэма Грина. Его привел замечательный писатель Юрий Рытхэу. Композиторы бывали — Исаак Шварц, Валерий Гаврилин. У нас великие композиторы работали в театре», — вспоминает заместитель художественного руководителя БДТ имени Товстоногова Ирина Шимбаревич.

Когда БДТ стал центром притяжения интеллектуальной элиты, партийные чиновники заволновались.

«Романов критиковал этот театр очень сильно, ему Георгий Александрович сказал: «Вы придите и посмотрите». Он ответил: «Я боюсь идти к вам в театр, потому что, если я приду к вам, то я буду обязан его закрыть и вас снять»», — вспоминает народный артист СССР Олег Басилашвили.

Большой драматический, Георгий Товстоногов. Вопреки всему его душа продолжает жить в этих стенах, ведь здесь есть, кому хранить память о гениальном режиссере.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>