В Пермском театре оперы и балета открывается новый сезон

В Пермском театре оперы и балета открывается новый сезон

Впервые за восемь лет новый сезон Пермского театра оперы и балета открывается без знаменитого Теодора Курентзиса. Его переезд в Санкт-Петербург летом нынешнего года повлек весьма существенные изменения как внутри театра, так и вне его.

Официальные изменения отражены в новом уставе, о котором рассказал накануне открытия сезона новый (старый) генеральный директор театра Андрей Борисов. Должность Художественного руководителя упразднена, вместо этого появилось понятие художественного совета, или как торжественно назвал его Андрей Борисов — «ареопага творческих людей». Кроме того, введена должность главного дирижера, которым стал Артем Абашев. Новым главным хормейстером назначен Евгений Воробьёв. Главным балетмейстером и директором оперной труппы по-прежнему остаются Алексей Мирошниченко и Медея Ясониди.

Перед новой командой стоит непростая задача — максимально быстро залечить «прорехи», которые так или иначе появились с уходом Теодора Курентзиса, восстановить необходимую для творческого коллектива устойчивость и сохранить истинный интерес зрителей, что совсем непросто, учитывая имеющуюся турбулентность. А зритель в Перми, как правильно заметил Андрей Борисов, у нас знающий, и даже привередливый.

Разработкой такой творческой стратегии и должен заняться худсовет. Причем, в кратчайшие сроки.

Пока журналистам были представлены лишь некоторые события, которые уже точно занесены в календарный план. Откроется сезон балетом «Лебединое озеро» и оперой «Евгений Онегин». Из крупных событий традиционный конкурс «Арабеск», который состоится в апреле. Накануне его открытия состоится премьера балета Валерия Гаврилина «Анюта», в которой ожидают участия Владимира Васильева в роли Петра Леонтьевича, отца Анюты.

— За эти годы мы накопили богатый репертуар, часть которого планируем показывать в этом сезоне, — сказал Алексей Мирошниченко. — Таким образом мы приведем во баланс бюджет театра и вернем на сцену любимые зрителем спектакли. И первым таким возобновлением будет вечер одноактных балетов «Зимние грезы», который пройдет на сцене уже 6, 7, 8 декабря.

Оперная труппа к новому сезону пополнилась еще одним молодым солистом. Это баритон Энхбат Тувшинжаргал, который уже 4 сентября выступит в заглавной партии в «Евгении Онегине». За дирижерским пультом новый главный дирижер театра Артем Абашев.

Вообще, молодых и новых артистов в театре теперь достаточно много. Пришлось значительно обновить коллектив музыкантов. Собрать оркестр мирового уровня было непросто, однако, по словам Артема Абашева, это удалось.

— Уже первые репетиции показали, что мы набрали достойный коллектив, — подчеркнул он. — Причем, он может играть не только репертуарные произведения. В плане стоит 10 симфонических концертов.

Такое же существенное обновление идет в составе хора пермского театра. По свидетельству нового хормейстера Евгения Воробьёва, оттуда ушло немалое количество артистов, но в театр приходят новые голоса.

— У коллектива есть сложности: им нужно привыкнуть ко мне, мне — к ним, — сказал он. — Но мы вместе готовы формировать именно то качество, которое необходимо. Скажу сразу, что коллектив способен на очень многое. У тех людей, которые остались, не всегда была возможность показывать то, на что они способны. Но если им эту возможность дать, то мы получим большое удовольствие.

В целом создается впечатление, что в каком-то смысле пермский Театр оперы и балета возвращается к своим корням, пытаясь в то же время сохранить традиции, которые были до Курентзиса и которые принес маэстро.

Но насколько это получится пока непонятно. Поскольку главный вопрос художественной славы города, которой Пермь пользовалась последние годы, так и не разрешен. Будущее пермского Дягилевского фестиваля и отношения Теодора Курентзиса с городом — пока достаточно туманно. И тут очень важна позиция власти, поскольку, по словам Андрея Борисова, он-то сам готов подписать договор о сотрудничестве прямо сейчас, но маэстро хочет, чтобы документ был заверен не директором театра, а конкретно министром культуры.

Есть у него и еще одно требование — чтобы Дворец культуры Солдатова, в котором прошло открытие нынешнего Дягилевского фестиваля, было передано под его резиденцию и площадку будущего мероприятия. И Теодор хочет, чтобы эти пункты были занесены в договор, а не остались лишь устными договоренностями.

Сами же власти, в лице губернатора края Максима Решетникова и министра культуры Вячеслава Торчинского, выражают полную готовность к общению. На общем собрании труппы, посвященном открытию сезона, они оба подтвердили, что все договоренности насчет использования ДК им. Солдатова и финансирования театра, данные Теодору Курентзису, сохраняются.

— У вас приоритет в использовании Дворца им. Солдатова, потому что вы вообще для нас в приоритете, — сказал губернатор.

Однако тут тоже все не так просто, поскольку на ситуацию накладывается история с «дележкой» бренда Дягилевского фестиваля, разыгравшаяся в последнюю неделю месяца. А это может серьезно осложнить переговоры о пермском будущем фестиваля и, как написано в официальном сообщении пресс-службы musicAeterna, подтолкнуть «к отказу от проведения фестиваля в Перми».

Между тем

Пресс-секретарь коллектива Теодора Курентзиса musicAeterna Оксана Гекк прокомментировала для прессы сложившуюся с брендом Дягилевского сезона ситуацию:

— В ответ на письмо Пермского театра оперы и балета, касающееся прав на использование бренда «Дягилевский фестиваль», о котором мы узнали из массмедиа, сообщаем, что бренд «Дягилевский фестиваль» был создан Теодором Курентзисом и его командой в 2012 году. До этого времени фестиваль назывался «Дягилевские сезоны: Пермь, Петербург, Париж». Бренд создан для Перми, и команда musicAeterna не использовала и не собиралась использовать его в других городах. А что касается проекта в парижском театре Шатле, который будет проходить под руководством Теодора Курентзиса с 2021 года, то он не будет называться буквально «Дягилевский фестиваль», хотя в его названии, безусловно, будет фигурировать имя человека, который именно сцену Шатле выбрал для первого представления своих знаменитых «Русских сезонов».

Но главное — можно любое название дать фестивалю, как пермскому, так и французскому. Не от названия зависит успех, а от содержания. Поэтому лучше было бы закончить игры с массмедиа, подталкивающие нас к отказу от проведения фестиваля в Перми, и сесть за стол переговоров, чтобы решить принципиальные вопросы, касающиеся будущего фестиваля. Время идет, а переговоры с Министерством культуры Пермского края, по сути, еще не начались.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>