В Новосибирске завершился арт-фестиваль Вадима Репина

В Новосибирске завершился арт-фестиваль Вадима Репина

Пятый марафон Арт-фестиваля Вадима Репина собрал в столице Сибири выдающихся музыкантов, дирижеров и композиторов, педагогов и музыкальных критиков, журналистов и любителей музыкального искусства. София Губайдулина, Томас Квастхофф, Томас Зандерлинг, Илья Король, Гидон Кремер, Андрей Коробейников, Андрес Мустонен — пул гостей финальных концертов фестиваля можно сравнить с парадом планет, центром же художественной гравитации остается худрук фестиваля, выдающийся скрипач Вадим Репин.

Дни фестиваля совпали с трагическими событиями в Кемерово, которые потрясли всю страну. Фестиваль не мог остаться в стороне: накануне объявленного в России 28 марта Дня траура организаторы приняли решение отменить джазовую программу с участием легендарного баса-баритона, обладателя трех «Грэмми» Томаса Квастхоффа (приезд которого в Новосибирск — явление почти столь же невероятное, как и визит Софии Губайдулиной) и провести благотворительный концерт Памяти жертв погибших при пожаре в Кемерово. Как сказал в тот день Вадим Репин:

— Мы приняли верное решение. Программа сегодня не будет развлекательной. В ней прозвучат шедевры классической музыки, в которых запечатлелась боль их создателей по поводу смерти дорогих людей, сочинения, в которых звучит мудрость гениев в их размышлениях о жизни и смерти. На мой взгляд, исполнение этой музыки — лучшее из того, что мы можем сделать, чтобы почтить память всех погибших. И лучшее, что мы можем сделать, это побыть всем вместе и попытаться как-то пережить это горе.

В этот вечер в концертном зале имени А. Каца в исполнении звезд мировой сцены и новосибирских музыкантов прозвучали первая часть Трио памяти великого художника и «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, Recordare из Реквиема Моцарта, часть соль-минорной скрипичной сонаты Баха, Ave Maria Дж. Каччини, медленная часть фортепианного квинтета Р. Шумана.

Почтить память погибших на сцену вышли скрипач Вадим Репин, пианист Алексей Володин, отыгравший накануне в Новосибирске свой абонементный концерт, сопрано Вероника Джиоева, занятая в постановке Новосибирского оперного театра, виолончелист Александр Бузлов, концертмейстер Симфонического оркестра Баварского радио и приглашенный солист фестиваля Антон Бараховский, альтист Новосибирского оркестра Илья Тарасенко, а также юные участники образовательных программ Транссибирского фестиваля — студент музыкального колледжа при Новосибирской консерватории Роман Борисов и учащиеся Новосибирской центральной музыкальной школы Ева Медведко и Альбина Хайбуллина.

В концерте приняли участии и зарубежные солисты, приехавшие в город для запланированного двумя днями позднее исполнения «Высокой Мессы» И.С. Баха. Сам Томас Квастхофф исполнил четыре джазовые баллады, чем смягчил академический градус концерта. Среди них — лирический кавер знаменитой песни «Imagine» Джона Леннона и «We’ll be together again» Франка Синатры; в последней каждый солист джазового квартета (Франк Шастенье — фортепиано, Дитер Ильг — контрабас, Вольфганг Хафнер — ударные) элегантно продемонстрировал свое мастерство импровизации.

Это был вечер откровения: теплый проникновенный тембр голоса Квастхоффа, неспешное повествование джазовых баллад, самозабвенное погружение артистов в лирику давно знакомых мелодий, их искреннее сочувствие дарили умиротворение и — пусть на мгновения — утешали боль утраты, исцеляя душу.

Томас Квастхофф, бас-баритон (Германия):

— Мы узнали о катастрофе во время концерта в Петербурге, и стало ясно, что приехать в Новосибирск с предыдущей программой невозможно. Но во времена сегодняшнего дипломатического безумия мне, как гражданину Германии, было важно показать нашу солидарность. Музыка, дети, хорошее воспитание и, конечно, культура — это намного важнее политических игр. Этим концертом мы хотим добавить еще немного мира в мир. Я знаю Вадима Репина лет двадцать. Нечасто бывает, что люди становятся настоящими звездами, великолепными музыкантами, и при этом остаются хорошими людьми. Вадим — именно такой. Если все удастся сорганизовать, мы еще вернемся в Новосибирск и представим полноценную программу.

Вернулся в Новосибирск в этом году и дирижер Илья Король, уже полюбившийся новосибирской публике по предыдущему сезону Фестиваля. Признанный специалист по старинной музыке, он привез с собой международную команду солистов из Австрии, Германии, Великобритании, Польши и Японии для исполнения Мессы си-минор И.С. Баха — произведения, считающегося венцом творчества великого композитора, написанное в конце его жизненного пути. Тема жизни и смерти, искупления, времени и вечности, звучащие в музыке Баха, резонировали с настроением этих дней и органично вошли в музыкальный поток фестиваля.

Монументальное барочное полотно Высокой Мессы в аутентичной манере исполнили Филармонический камерный оркестр и Новосибирская хоровая капелла (солисты — сопрано Мари-Софи Поллак (Германия), меццо-сопрано Катриона Морисон (Великобритания), тенор Ян Петрыка (Польша), бас Ясуши Хирано (Япония), партия органа Джереми Джозеф (ЮАР), духовые инструменты — музыканты из Австрии Херман Эбнер (валторна), Себастиан Фрэзе и Йозеф Беднарик (гобой)). Точно выстроенный оркестровый баланс, нюансную агогику, тонкость перекличек мотивов в партиях солистов, хора и оркестра, деликатность скрипичных и флейтовых соло, камерность органного сопровождения, прозрачность консонансов в тембрах барочной фактуры оконтурил заботливым и пластичным дирижерским жестом Король.

Илья Король, дирижер:

— Работать здесь, в Новосибирске, с фестивалем, Вадимом Репиным, с этой командой, оркестром и хором — это радость для нас всех. Мои солисты приехали сюда уже во второй раз по собственному горячему желанию. Мы ездим много, но здесь — особенная атмосфера, на фоне вообще всего музыкального мира. Такая концентрация потрясающих людей! Я влюблен в это место.

Действительно, Новосибирск подарил миру много выдающихся музыкантов, и появление в афише фестиваля нового проекта «Сделано в Сибири» было ожидаемо. Концерт с участием музыкантов, судьба которых связана с регионом, открыл сам Вадим Репин, уроженец Новосибирска, в ансамбле со знаменитым виолончелистом Александром Бузловым и юным пианистом Романом Борисовым. Полное юношеского задора, их исполнение Первого трио Дмитрия Шостаковича (раннего опуса композитора, посвященного его первой любви), с одной стороны, напомнило о теплой традиции фестиваля — совместном музицировании мэтров мировой сцены и участников образовательных мастер-курсов и мастер-классов фестиваля, с другой — оттенило благородство исполнительского жеста Александра Бузлова, созвучное артистическому аристократизму Вадима Репина.

Весь оставшийся вечер на сцене выступал Новосибирский симфонический оркестр и его художественный руководитель и главный дирижер Томас Зандерлинг (представитель династии немецких дирижеров, родившийся в Новосибирске во время эвакуации в город Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, которым руководил его отец). В Сюите из балета «Ромео и Джульетта» в редакции Арнольда Каца оркестр показал всю мощь своего динамического потенциала, а в аккомпанементах Вариациям на тему Рококо Чайковского (солист — Александр Бузлов) и Пятого скрипичного концерта Моцарта (солист — Антон Бараховский) — чуткость оркестрового сопровождения.

Главной же интригой вечера оставалась мировая премьера Концерта для скрипки с оркестром представителя новосибирской композиторской школы Андрея Молчанова, победившего в объявленном Транссибирским арт-фестивалем композиторском конкурсе. Пестрая оркестровка, с выраженной партией ритм-секции в составе симфонического оркестра, контрасты тембров и крайних звучностей, густые ударные и нежные мелодические повороты в партии скрипки создавали эффект кинематографической увлекательности.

Успех премьеры, как известно, во многом находится в руках исполнителя: скрипач Антон Бараховский убедительно исполнил виртуозную, насыщенную флажолетами, пиццикато и волнообразными пассажами партию партитуры Андрея Молчанова, вдохновленного, вероятно, скрипичным концертом Арама Хачатуряна и музыкальной эстетикой Дмитрия Шостаковича.

Главную и самую ожидаемую премьеру Пятого транссибирского сезона организаторы приберегли для концерта-закрытия, знаменательного еще и приездом в столицу Сибири автора премьерного сочинения — композитора Софии Губайдулиной. Один из корифеев музыкального авангарда, София Асгатовна признается, что не любит это слово: авангард, в ее представлении, связан с идей толпы, она же — провозвестник свободной личности в открытом диалоге с миром. В период расцвета советского авангарда 1960-70 годов ее музыка была под неофициальным табу: ее сочинения, иногда без предупреждения, снимали с концертов, композитор писала «в стол», и лишь сфера музыки для кино давала возможность для заработка и звучания созданного.

Несмотря на то, что последние 25 лет Губайдулина живет в уединении в небольшом пригороде Гамбурга, как композитор она высоко востребована и не всегда успевает выполнять заказы новых произведений. Новосибирск стал исключением — на премьеру Концерта для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты», написанного по заказу Транссибирского арт-фестиваля, София Губайдулина приехала лично, предварив визит собственноручно написанным обращением к слушателям. Датированное 18 марта 2018 года, оно содержит основные идеи ее сочинения, вдохновленного книгой Мартина Бубера «Я и Ты».

Из обращения Софии Губайдулиной:

«Он [М.Бубер] пишет: «Человек, это существо, которое сознает свое место во вселенной. Это — существо, дерзнувшее приступить к миру и его познать. Но важнее всего то, что ему известно отношение между ним и этим миром. В каждом акте наших отношений с природой, с людьми, с духовными сущностями мы видим кромку вечного Ты, улавливаем его веяние». Счастливым образом все эти мои волнения совпали с инициативой двух великих музыкантов нашего времени, Вадима Репина и Андреса Мустонена — создать совместно вещь для скрипки и оркестра. Эта инициатива попала в самую горячую точку всех размышлений о диалогической антропологии Мартина Бубера. Создать диалог. Диалог между «Я» солиста и «Я» дирижера оркестра».

Торжественный премьерный вечер открылся серией официальных приветствий и слов благодарности представителей администрации Новосибирска и художественного руководителя фестиваля Вадима Репина. Следом прозвучало сочинение Софии Губайдулиной «Всадник на белом коне» для большого симфонического концерта и органа (2002) — музыка фантастической экспрессии и глубокого сакрального содержания.

Композитор-философ, убежденный, что «искусство создано и живет, чтобы соединиться с небом», а сам акт творения, оставаясь светским, глубоко религиозен, София Губайдулина будто приподнимает завесу над тишиной и яркой, присущей только ей звукописью, рисует параллельные миры, бесстрашно экспериментируя с инструментальными тембрами, исследуя возможности оркестрового звучания в акустическом пространстве.

Ее музыка чрезвычайно сильна по воздействию: она захватывает внимание слушателя и убежденно ведет его своим уникальным путем. Именно таким оказался ее новый скрипичный концерт, с двойным посвящением главным участникам «Диалога»: дирижеру Андресу Мустонену, весь вечер стоявшему за пультом Новосибирского симфонического оркестра, и первому исполнителю сольной партии скрипки Вадиму Репину.

За спонтанной пронзительностью сольных интонаций чувствовалась монументальная концентрация и собранность скрипача, как и часы интенсивных репетиций в присутствии автора (за тем, как София Асгатовна делилась своими соображениями с Вадимом Репиным и Андресом Мустоненом, завороженно следили оркестранты и журналисты: в воздухе витало ощущение исключительной важности происходящего — рождение первого исполнения в сотворчестве личностей мирового масштаба).

«Музыка это такой вид искусства, где чисто абстрактные сущности начинают испытывать свою собственную жизненную драму», — считает Губайдулина. «Диалог» — музыка инфернальной красочности, ее финал похож на удаляющуюся вечность: последняя высокая нота, долгим затихающим флажолетом, словно прощаясь, растворяется в первых звуках тишины — вновь открытой и заново обретенной. Эти мгновения буквально выгравировались в памяти. Зал благодарил артистов долгими и эмоциональными овациями.
Как сказал Вадим Репин:»Сегодня свершилось нечто феноменально важное, не просто премьера. У нас было много дискуссий с Андресом Мустоненом, у него было фантастическое отношение к этому проекту, и я его благодарю».

Новосибирская часть Арт-фестиваля завершена: за 24 дня музыкального Транссиба — а это концерты в Новосибирске и городах области, выставки, мастер-классы, Академия арт-журналистики, творческие встречи — посетило около 19 тысяч человек, а благодаря организованным в этом году онлайн-трансляциям концертов, к ним присоединились еще 14 тысяч слушателей со всего мира.

Жителей Новосибирска ожидает еще один специальный транссибирский проект: 12 и 13 апреля на сцене Новосибирского академического театра НОВАТ будет представлен спектакль Большого театра «Дама с камелиями» в хореографии Джона Ноймайера со Светланой Захаровой в главной роли (Ольгой Смирновой — во втором составе), а дальнейший маршрут музыкального Транссиба пройдет через Красноярск, Санкт-Петербург и Самару.

София Губайдулина, композитор:

— Транссибирский Арт-Фестиваль — это очень важная культурная инициатива, он показывает грандиозные результаты, хоть и связан с громадными человеческими и энергетическими затратами. Но человечество нуждается в этом, наша общая ситуация настолько сложная и грозная, что только культурные инициативы могут совладать с напряженностью. Искусство позволяет нам выйти в измерение высоты. Это важно — не остаться на обыденном уровне, а иметь возможность взлететь.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>