В Историческом музее рассказывают о королевских играх в рыцарей

В Историческом музее рассказывают о королевских играх в рыцарей

Выставку «Королевские игры. Западноевропейское оружие периода позднего Ренессанса из собрания ГИМ» можно назвать уникальной без всяких скидок. Никогда ранее Исторический музей не показывал свою коллекцию рыцарских доспехов и оружия, созданных мастерами Возрождения.
Более того, о коллекции мало знали даже специалисты. Большинство раритетов попали в музей из немецких музеев после войны, в 1946. Большая часть потом вернулась в ГДР, а часть «неопознанных» экспонатов осталась в ГИМе….

«Это доспех короля Франциска I из серии, которую Фердинанд Австрийский заказал своему доспешному мастеру в дар французскому монарху и его присным, — говорит куратор выставки Анна Герасимова в зале, где нас окружают доспехи европейских правителей. — Золоченый орнамент делали мастера инсбрукских императорских мастерских».

Широкая полоса с узором идет по ребру кирасы, заходит на ожерелье (так называется часть доспеха, прикрывающая воротник шлема), забрало, спускается на пластинчатые набедренники. Стальной комплект на высокого короля весил не больше 30 килограммов и был вполне себе рабочим — способным отклонить удар. Именно что рабочим: его надевали, но в нем уже не воевали. В XVI веке (а доспехи, представленные на выставке, относятся именно к этой эпохе) рыцарских битв насмерть уже не было. Но воскрешение средневековой рыцарской культуры было одним из способов укрепления образа короля-рыцаря. Отсюда и турниры, которые были не только «спортивной» демонстрацией боевых навыков, но и придворно-полевым театром, неотъемлемой частью придворных празднеств.

Да и как можно было, например, комплект Фридриха II фон Лигниц-Бриг подставлять под острие боевого копья! Так узорно-золоченую протравку по оплечьям повредить можно! Между прочим, эта техника протравки, придуманная Даниилом Хопфером, фактически та же, что используется при создании офорта. Всадники на королевских турнирах мчались друг на друга с турнирными копьями (копье вставлялось в кольцо под правой подмышкой доспеха), украшенными коронелями, короночками о трех-четырех зубцах (вот коронель, такой изящный, под стеклом). Короночка должна была сходу впиться в щиток, копье должно было сломаться — и сломавший его первым считался победителем.

Впрочем, поединок и с тупыми копьями был мероприятием небезопасным. Иные властители летели на землю со сломанными ребрами и сотрясениями «башни» (и смертельные случаи, даже с королями, на турнирах бывали). А уцелевшие могли продолжить битву мечами.

Роговая рукоять драгоценного тирольского меча инкрустирована вставками-крестами, у перекрестья — восклицание на старонемецком Hilf Gott! — «Помоги Бог!»…

Другой меч можно и нужно читать, он и называется календарным. На клинке расписан каждый месяц, святцы по дням, а у основания клинка — расчет Пасхи и Пятидесятницы на годы вперед. А вот по этой кирасе можно изучать подвиги Геракла: они тут вытравлены, обведены золотом, вокруг тщательно гравированный растительный орнамент.

Среди боевого набора рыцарских времен — арбалеты с гравировкой по слоновой кости. Колесцовый пистолет и к нему драгоценная патронная коробка для пяти зарядов. Чудо оружейное мысли — саксонская стреляющая рогатина, а рядом — маленькая салютационная пушечка, украшенная грифонами, с запальным отверстием в виде крылатого сердца…

XVI век считается временем расцвета оружейного дела, но скорее это было искусство в чистом виде, что оно должно было воспитать идеальных, просвещенных и — в первую очередь! — гуманных правителей. Но, судя по событиям, случившимся с тех пор, не воспитало.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>