В ГМИИ им. Пушкина завершили реставрацию шпалеры «Триумф Надежды»

В ГМИИ им. Пушкина завершили реставрацию шпалеры «Триумф Надежды»

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина завершили реставрацию шпалеры «Триумф надежды». Она входит в серию «Триумф семи добродетелей», созданную в XVII веке в Нидерландах.

На реставрацию шпалеры «Триумф Надежды» ушло 8 месяцев. В фонд Пушкинского музея она поступила в 1924 году. На реставрацию шпалеры «Триумф Надежды» ушло 8 месяцев. В фонды музея она поступила в 1924-ом. Шпалеру 16-го века создавали в одной из мастерских Брюсселя по заранее написанному тексту, в котором речь шла о сложном устройстве мира, религиозных и моральных ценностях. Автор «Триумфа надежды», как и других шпалер серии — неизвестен.
«Сюжет здесь захватывающий. Здесь изображена аллегорическая сцена, 18 персонажей, и понимаешь, что она носила дидактический характер и была призвана поучать владельцев с тем, чтобы они придерживались принципов и правили правильно», — рассказывает художник-реставратор Игорь Бородин.

В течение 5 столетий шпалера хранилась в хороших условиях — не выгорала на солнце, не лежала в воде. Ее дефекты — это следы времени, и результаты пожеланий многочисленных владельцев, которые не всегда отдавали произведение в руки профессиональных реставраторов. Полотно штопали, ставили заплаты. Современные специалисты удалили практически все нашивки. Провели исследования красителей. Они показали, что нидерландские мастера XVI века владели технологиями высокого уровня. Краски не потускнели даже при взаимодействии с водой.
«Несмотря на то, что цвета хорошо сохранились, шпалера была в разрушенном состоянии, наблюдалось большое количество утрат. Была произведена водная чистка. И уже после этого шпалера была сдублирована на специальную ткань – дублировочную», — говорит Ксения Чайковская, художник-реставратор.
Реставрировать шпалеру такого размера было непросто. Для удобства работы многометровое полотно намотали на специально созданный трехваловый станок. Утраченные фрагменты восстанавливали по остаткам нитей — шерстяным, шелковым, золотным. Искали аналоги рисунка.

«При реставрации сумочки на фигуре Мордохея, на сумочке изображены буквы, это текст. Текст несет какую-то информацию. Необходимо было их восстановить. Мы начали искать аналог букв на шпалере. буквы на шпалере совершенно разные. Мы делали прорисовки и уже по прорисовкам восстанавливали этот фрагмент», — объясняет Ксения Чайковская.

Мардохей — персонаж Ветхого Завета. Всего на шпалере 18 библейских героев. Имена каждого вытканы на их одежде. Пророк Моисей, Давид, Сусанна, Юдифь, простирающие руки к Богу. Здесь и Надежда. Ее корабль входит в гавань и заслоняет гибнущее из-за сильной бури судно. Коса и серп в ее руках символы надежды как и птица феникс.

«Триумф Надежды» — это именно то, что нам не хватает в жизни. Возможность надеяться, ждать лучшего и улучшать то будущее, которое у нас впереди — одна из миссий музея. Поэтому это некий еще и символичный предмет для хранения в коллекции Пушкинского», — отмечает Марина Лошак, директор ГМИИ им. Пушкина.

Существует две более поздних копии «Триумфа Надежды». Они хранятся в парижском Музее Клюни и в Институте Карнеги в Питтсбурге. Шпалеру «Триумф Надежды» планируют выставить в Галерее искусств старых мастеров Пушкинского музея. Её планируют открыть к 2023 году.
Анастасия Егорова

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>