В галерее ArtStory открылась ретроспектива Сергея Базилева

В галерее ArtStory открылась ретроспектива Сергея Базилева

Зачем идеально копировать действительность красками, если с этим уже полтора века справляются фотоаппараты и видеокамеры? На этот вопрос отчасти отвечает выставка «Уточнение», одного из лидеров российского гиперреализма Сергея Базилева.

В наших выставочных залах много лет назад появились работы, в которых действительность фиксировалась, как на фото: машины, люди, идущие по улице мимо качающихся деревьев, беседующие влюбленные. Направление стартовало на Западе, на полотнах американцев было много скрупулезно воспроизводимого быта, улиц, это были картины-кадры, «снятые» со «случайных» ракурсов… А у нас фиксировать действительность взялась группа «Шесть», в которой был и Базилев.

Он всегда утверждал, что не хотел просто быть живым фотоаппаратом , слепо копировать расцвеченый целлулоид, целиком или по частям, на холст. И, глядя на живопись Базилева в ArtStory, соглашаешься с художником. В его работах, прежде всего — авторский взгляд, жизнь им не придумана, она не застыла, а, напротив, движется, дышит, герои работ разглядывают тебя как живые, искоса, издалека, с крупных планов… Базилеву всегда были интересны люди поодиночке, сам он рассматривает их подробно, даже если на его полотнах помногу героев.

— Гиперреализм — это не про «похоже-непохоже». Это о человеке, о случившемся с ним, — говорил художник в кулуарах «Уточнения». — Разве это не стоит усилий — в деталях вспоминать момент, когда было здорово, страшно, когда кто-то впечатлился, ужаснулся…

Вот базилевская «Всюду жизнь»: каждая из сидящих за столом дам, прорисованных до последней сережки, испугалась чему-то своему увиденному «за кадром» картины, за твоей спиной (и ловишь себя на мысли, что хочется оглянуться — а нет ли там чего?).»Гребец» — мужчина в лодке делает, схваченный базилевским «стоп-кадром», могучее сверхусилие, чтоб выгрести против волны. В «Поцелуе» не видно лиц, глаз: затылок, обнаженные плечи женщины, на них мужские руки, но видно — это все страсть и чтоб понять это, не нужны ни глаза, ни губы. На выставке много крупных портретов, необыкновенно живо и точно выписанных женских и детских лиц, нежных, вопрошающих, озаренных ярким солнцем. Мужчины на полотнах Базилева нередко готовы к «уточнению» отношений. Минимум пафоса и обобщений, максимум повседневности и конкретики. Краска слепит глаза, как солнце объектив.

Несколько месяцев назад для Музея славы ЦСКА Базилев начал серию «Легенды Центрального клуба армии». И на вернисаже отдельное внимание публики привлекли премьерные портреты армейских звезд Ирины Родниной, Елены Исинбаевой и — Виктора Тихонова.

Базилев силен психологизмом, точной, действительно, фотографической передачей эмоций героев, и тут он не изменил себе.

И знаменитый тренер на его портрете — это хоккейный ученый, только что сделавший открытие и готовый принять решение. Таков Тихонов и был.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>