Установлено авторство одной из картин Музея имени А.С. Пушкина

Установлено авторство одной из картин Музея имени А.С. Пушкина

Собрание Музея изобразительных искусств имени Пушкина пополнилось ещё одним шедевром. Точнее, полотну, которое числилось как картина неизвестного автора, было возвращено имя художника. Такие открытия в мире искусства случаются не часто, и всегда вслед за ними начинается большая исследовательская работа. На этот раз в центре внимания – венецианская школа живописи.

Это должна была быть плановая реставрация. Как говорится в таких случаях, ничто не предвещало. Полотно художника без подписи на евангельский сюжет – обрезание младенца Христа в ветхозаветном храме. Художник-реставратор Елена Юнина рассказывает, что главной задачей было расчистить полотно от потемневшего лака. Но из реставратора Юнина неожиданно превратилась в первооткрывателя: под слоем краски обнаружилась подпись художника – Винченцо Катена Ди Бьяджо. Он — ученик знаменитого венецианского живописца Джованни Беллини. Поскольку работ самого Беллини в российских собраниях нет, произведение его ближайшего ученика — это большая удача для любого музея.

«Когда вещь поступает на реставрацию, то, с чего мы начинаем, — это предварительное исследование. Первое, что было сделано, — это рентгенография с данной картины, на которой мы впервые и увидели эту подпись. Подпись плохо читалась при естественном освещении, так как картина была покрыта толстой пленкой пожелтевшего лака и поздними наслоениями, но рентгенография помогла прочитать эту надпись», — рассказывает художник-реставратор Елена Юнина.

На рентгеновском снимке хорошо видна подпись художника. Увидеть ее без специального оборудования нельзя. Поэтому до сих пор она оставалась вне поля зрения исследователей. Впрочем, еще пару веков назад произведение Винченцо Катены приписывали самому Беллини — так мастерски написана картина. Из-за многократной смены владельцев имя автора было утеряно, считают искусствоведы. За несколько веков в каких только собраниях не побывала эта картина!

«Она восходит к коллекции императрицы Жозефины, жены Наполеона, — говорит доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГМИИ имени А.С. Пушкина Виктория Маркова. — Потом она принадлежала ее сыну Евгению Богарне, который был вице-королем Италии. Эта коллекция славилась картинами венецианской школы. Потом Евгений Богарне женился на Амалии Августе, это немецкая баварская принцесса, и стал герцогом Лейхтенбергским. Коллекция была перевезена в Мюнхен. А потом в связи с тем, что дочь Николая Первого вышла замуж за одного из герцогов Лейхтенбергских, эта коллекция была перевезена в Санкт-Петербург».

По словам хранителя картины Виктории Марковой, это произведение итальянского Возрождения многие десятилетия хранилось в запасниках Пушкинского музея. Его реставрация приурочена к открытию в 2019 году нового здания Пушкинского музея – Галереи старых мастеров, где полотно займет достойное место не как безымянная картина, а как работа Винченцо Катены.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>