Уникальные веера из коллекции музея-усадьбы «Останкино» можно увидеть в Центре имени Грабаря

Уникальные веера из коллекции музея-усадьбы «Останкино» можно увидеть в Центре имени Грабаря

Уникальные веера середины XVIII — начала XX веков из коллекции музея-усадьбы «Останкино» представили в реставрационном центре имени Грабаря. На выставке представлены практически все существующие типы вееров — из жёстких пластин, ажурные или тканевые, для балов и карнавальные. Для некоторых экспонатов эта выставка стала первым выходом в свет.

В Реставрационном центре имени Грабаря опустели мастерские. За рабочими столами никого нет, сохнет клей, и свет горит впустую. Реставраторы любуются своей работой. Четыре года они потратили на то, чтобы вернуть к жизни 34 веера. На видео показан процесс — ювелирная работа, и это не образное выражение. Использовали и ювелирное оборудование, и художественные кисточки, и даже, стоматологические инструменты.

«Идеальный инструмент для удаления загрязнений — это иглы и маленькие ершики. Я специально положила зубочистки, чтобы показать, какими тонкими и миниатюрными предметами мы работаем, чтобы снять загрязнения», — объяснила заведущая отделом реставрации ВХНРЦ им. Грабаря Лариса Гетьман.

Из всей коллекции только один веер пока не тронут мастером — на его реставрацию собирают средства. Он XVIII века, украшен не только резьбой, еще и фольгой — серебряной и золотой. Если приглядеться, можно увидеть крохотные цветочки — толщиной в полмиллиметра. Триста лет назад над одним опахалом трудились сразу несколько вееровщиков — одни делали экраны, другие — остовы, третьи — собирали эти детали. Реставрировали же их всего два человека. Лариса Гетьман рассказывает, что главное в этой работе — раскрыть секреты.

«Здесь своя тайна была — одна из пластин была закреплена к главной пластине, и когда я их отделила, нашла маленькие фрагменты, буквально, в три миллиметра ленточек, и я поняла, что каркас этого веера состоит из ленточек, потому что сами пластиночки — тоненькие-тоненькие, как лист бумаги. Им нужна была поддержка», — поделилась Лариса Гетьман.

За каждым веером когда-то скрывалось хорошенькое личико. Каждый когда-то был инструментом для кокетства. Открытый веер правой рукой к левой щеке — сказать «нет», закрытым веером указать на сердце — признаться в любви, полузакрыть — намекнуть о сомненьях. Бризе, плие, редкие кокарды — на выставке только один такой, веера-экраны — чтобы прятать мушки от каминного жара. Есть даже с карандашами — нумеровать кавалеров.

«На спицах веера — номера и маленький карандашик. На этих спицах дама записывала кавалеров, которые ее приглашали на танцы. и, таким образом, у нее формировлаась запись по приглашению», — объяснила заместитель директора по научной работе Ольга Темерина.

Записные книжки были разных размеров — у этой, например, карандаш затерялся во времени. Веерам придавали огромное значение. Вееровщиков искали так же тщательно, как кузнецов для изготовления мечей. И материал подбирался так же скрупулезно, как сталь. Ведь веер — то же оружие. Иногда, сражающее наповал.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>