Третьяковская галерея готовит выставку произведений Валентина Серова

Третьяковская галерея готовит выставку произведений Валентина Серова

150-летие со дня рождения Валентина Серова Третьяковская галерея готовится отметить с размахом. В сентябре откроется выставка лучших живописных и графических работ художника. Эмблемой экспозиции станет знаменитая «Девочка с персиками» — портрет Веры Мамонтовой, написанный в 1887 году.

Свыше 250 работ художника из 18 российских и 5 зарубежных собраний покажут на выставке. Большая часть из Третьяковской галереи и Русского музея, где картин Серова собрано больше всего. Коллекция в Третьяковке складывалась на протяжении столетия. Собирать работы Валентина Серова в галерее начали еще при жизни основателя Павла Третьякова, большого поклонника художника. Однако был период, когда живопись и графика Серова не собиралась принципиально. Такова была воля самого художника.

«Был промежуток, когда Валентин Серов входил в состав совета галереи, то есть по сути был одним из директоров, и в этот момент вещи его не закупались благодаря особенностям его характера, гордости, — рассказывает куратор выставки, хранитель отдела графики XIX века Мария Кривенко. — Он не позволял свои вещи причислять к собранию Третьяковки, а ему на смену пришел Грабарь — один из исследователей его творчества. Он отбирал лучшие произведения, и у нас лучшая графика Серова».

В числе лучших — работа Валентина Серова «Пётр Первый». В 1906 году художнику предложили поработать над серией картин на тему русской истории для школьников. Мастер выбрал личность Петра. Серов решил отказаться от классического парадного изображения великого реформатора. В переписке часто делился, что ему не нравится созданный его предшественниками слащавый образ. К созданию реалистичного Петра подошел серьёзно. Изучал не только всё, что связано с самой личностью, но и с его эпохой. В Третьяковской галерее хранятся зарисовки художника, сделанные в Эрмитаже. Это посмертная маска Петра, костюмы, мебель той эпохи. Серов работал над образом Петра до конца своей жизни, создал несколько работ, но самая известная из них — 1907 года.

«Он увидел его как человека ищущего, очень сложного по натуре и властного. Только человек с таким характером мог изменить ход русской истории. Это одна из тех картин, которая подтверждает особенности личности Петра. Можно увидеть, как не поспевают за его шагом подчинённые, как они гнутся под порывами ветра, а Петра не способно ничто остановить. Он идёт к верфи на постройку Петербурга», — комментирует Мария Кривенко.

В том же 1907 году Валентин Серов увлёкся античной темой, и вместе с другом Леоном Бакстом отправился путешествовать в Грецию. Он был покорён, очарован, особенно цветом моря, Афинским акрополем и древнегреческими скульптурами — корами. Серов максимально изучил и проникся этой культурой. Картина «Похищение Европы» создана по мотивам мифа о Зевсе, влюблённом в дочь финикийского царя. Он обернулся быком и похитил Европу. Серов, работая над картиной, следовать академичным канонам не стал и создал свою версию античного сюжета. Точнее, несколько версий.

«Очень интересный сюжет «Похищение Европы», потому что именно с ним он пробовал все возможные в искусстве техники и материалы. Существует скульптура, выполненная в разных материалах, существует несколько живописных и на холсте, и на бумаге даже… Но Серов умер, так и не завершив этот цикл», — говорит куратор выставки Мария Кривенко.

Эти и другие художественные произведения Валентина Серова войдут в юбилейную экспозицию. Особое внимание будет уделено театральным работам художника: на выставке покажут грандиозный занавес, созданный Серовым для балета «Шахерезада».

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>