Телевидение вступает в февраль столетия отречения и революции

Телевидение вступает в февраль столетия отречения и революции

Называется 12-серийная документальная историческая драма «Гибель России. Правление и смерть Николая Второго и его семьи».
Работает над ней студия «Артель», хорошо известная нашему телезрителю по историческим циклам «Поединки» и «Холодная война», фильмам о Никите Хрущеве, Рудольфе Абеле, Гарри Пауэрсе и другим. Проект делается в год столетия революции — в синопсисе говорится о том, что «в 1917 году, в результате двух революций, коренным образом изменилась политическая и экономическая система великой империи Романовых, почти триста лет существовавшая в России». Обозреватель выяснила подробности у режиссера фильма «Гибель России. Правление и смерть Николая Второго и его семьи», руководителя студии «Артель» Александра Иванкина.

Чья была идея сделать такой проект — ваша или канала?

Александр Иванкин: Идея сделать сериал об истории правления императора Николая Второго и о том, как семейная жизнь отразилась на результатах его царствования, существовала у меня давно. Может быть, ей не меньше двадцати лет. Но вот решение о том, что я готов сделать такой фильм, я принял совсем недавно, всего год назад. Думаю, что для такого решения было несколько причин. Наверняка не последнюю роль в этом сыграла приближающаяся в 2018 году столетняя дата со дня гибели Романовых. Но когда я представил себе, сколько различных фильмов и программ будет сделано к ней, сколько появится статей, ток-шоу, сколько различных прямо противоположных мнений будет высказано о личных качествах последнего царя и о его беспомощности в управлении огромной, бурлящей, противоречивой Россией, то понял, что хочу избежать, по возможности, участия в этом споре и борьбе мнений. Поскольку, как мне кажется, в тот год наступит максимальное пресыщение этой темой, и даже самые здравые мысли и объективные факты, на которых, я надеюсь, будет основан наш сериал, просто утонут в общем хоре голосов самых авторитетных политиков и историков. И тогда я решил, что не стоит делать фильм к «юбилею», как мы к этому привыкли еще с советских времен. К тому же и я не стесняюсь об этом сказать, в тот период наверняка будут высказаны интереснейшие мысли и вскрыты новые факты и о самом царе, и о том сложнейшем периоде российской истории, которые я могу использовать, реализуя свою концепцию сериала. Как известно, в первые двадцать лет двадцатого века — главный период царствования Николая Второго — случилось три революции и Первая мировая война, которые изменили не только российскую цивилизацию, но и весь мир. Конечно, мне, как и другим, хотелось бы претендовать на истину в последней инстанции, но я — всего лишь кинематографист, и поэтому не могу себе этого позволить. Думаю, мне не надо стыдиться признания того, что я смогу воспользоваться теми идеями профессионалов в политической истории, которые они вынашивали годами, и которые соответствуют моим знаниям и представлениям о том периоде и главных действующих лицах нашей истории того времени.

Есть и еще одно важное обстоятельство. До сих пор не вполне ясно, что именно и как все произошло в подвале дома Ипатьева.

Александр Иванкин: Мнения и сведения об убийстве расходятся кардинальным образом. От полного отрицания самого факта расстрела, до самых различных версий такового. Однако почему-то нет ни одной фотографии происшедшего, хотя и у самого царя, и в расстрельной команде было как минимум наготове два фотоаппарата. Почему же нет фотографий? Может быть, забыли запечатлеть убитых или не захотели? А может быть, фотографии были, но кто-то их затерял в лабиринтах архивов? Или они все же появятся к дате?

А как быть с якобы спасенной великой княжной, четвертой дочерью Николая Второго, Анастасией, чья идентичность доказана различными экспертами практически на сто процентов?

Александр Иванкин: По этой причине мне бы тоже хотелось «потянуть» время, чтобы изложить случившееся наиболее достоверно. И вообще, чтобы понять и исторически верно рассказать о главных потрясениях того времени, о том, как сплелись в тугой узел личные и государственные дела, нужно трезво и беспристрастно разобраться в том стремительном водовороте, в который была вовлечена Россия.

Сколько времени будет идти работа над фильмом?

Александр Иванкин: Этот проект не терпит суеты. Я понимал это давно, с тех пор, когда убедился, что многие исторические оценки крайне противоречивы и пристрастны не только по идеологическим причинам, но и по причине простого незнания исторических фактов. Не могу сказать, что это элементарные факты. Тем не менее недавно один из уважаемых государственных деятелей на всю Россию заявил, что Октябрьская революция бесспорно сыграла отрицательную роль в судьбе России. Не буду давать сейчас никаких оценок. Выскажу лишь свое мнение: главной причиной краха России была не Октябрьская, а Февральская революция, которая сделала развал России неизбежным, если бы не последующие события. Наверняка будет сказано и то, что самая главная причина краха — в бездарном правлении государя. И здесь я не могу согласиться. Обстоятельства в России не одно десятилетие складывались и в результате сошлись так, что ни один, даже самый могущественнейший правитель не смог бы кардинальным образом переломить ситуацию. И это мы тоже постараемся убедительно показать. Одним из доказательств, например, могут служить подзабытые сегодня мысли признанного сторонниками и противниками политического гения Владимира Ленина, который в канун революций высказывался в том духе, что их поколению не придется в них участвовать — не доживут. Но дожили. Главное все-таки — в незнании истории. А знать, особенно в нашей ситуации, — крайне необходимо, по крайней мере, о причинах и уроках двух революций.

А не опасаетесь ли вы в сериале повторять чужие мысли, то есть то, что будет или было уже сказано до вас?

Александр Иванкин: Нет, не опасаюсь. Во-первых, практика показала, что для того чтобы усвоить, то есть понять и запомнить непростую информацию, которая, к тому же, может противоречить сказанному ранее, нужно повторить ее не менее трех раз, а лучше — больше. Во-вторых, сказать одно, а показать ситуацию визуально, с помощью выразительных средств кинематографа — совсем другое. Отвечая на ваш предыдущий вопрос, предполагаю, что работа над сериалом будет длиться не менее трех лет, что вполне нормально. А когда его решит показать руководство Первого канала, мне неизвестно. Но точно знаю, вряд ли до того, когда все двенадцать серий фильма будут завершены.

Каков будет фильм по жанру и будут ли в нем задействованы известные артисты?

Александр Иванкин: По жанру это будет историческая, семейная драма. Мы постараемся, чтобы в ней были заняты известные российские актеры. К примеру, может показаться неожиданным, но я хочу предложить сыграть главную роль Николая Второго Кириллу Плетневу или же Евгению Стычкину. Думаю, что они оба достаточно актерски убедительны, одарены, чтобы им поверил зритель.

В 2013 году на Первом канале был показан документальный цикл «Романовы». Он собрал хорошие рейтинги, стал одним из самых громких проектов сезона и получил немало высоких наград. Не смущает ли вас это — ведь, по сути, вы поднимаете эту же тему.

Александр Иванкин: Многосерийный фильм «Романовы», о котором вы говорите, сделан изобретательно и интересно. Наверное, кому-то будет достаточно знать о Романовых в том объеме, в котором о них показано и рассказано в сериале. Но у нашего проекта, если сравнить его с «Романовыми», есть два принципиальных различия. Наш фильм не о всей трехсотлетней династии, а только о периоде царствования последнего царя, Николая Второго. Из этого вытекает и главное отличие: для нас важнейшая задача — показать роль личностей в истории. Хочу подчеркнуть, не одной личности, а нескольких, чьи государственные и частные интересы столкнулись в один из самых драматических моментов почти двухтысячелетней истории России.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>