Что смотреть в новом «Гараже»

Что смотреть в новом «Гараже»

Пельмени и пинг-понг, экскурсия по 1960–1970-м, галлюцинаторные инсталляции Яёй Кусамы и реконструкция американской выставки в СССР 1959 года: музей современного искусства «Гараж» 12 июня переехал в новое здание павильона «Времена года» в Парке Горького, в котором в 1960-е располагался ресторан. Мы рассказываем о главных выставках, открывшихся на новом месте.

Здание, построенное Ремом Колхасом в заброшенном павильоне «Времена года», представляет собой реконструированные советские руины, напоминающие поставленные друг на друга две обувные коробки с полупрозрачным покрытием. На трех этажах павильона разместятся пять экспозиционных пространств, лекторий, детская комната, книжный магазин и кафе, а атриум будет отдан под постоянную экспозицию.

Риркрит Тиравания «Завтра — это вопрос?»

Магистральным проектом обновленного «Гаража» стала выставка концептуалиста Риркрита Тиравании, который превратил музей в пространство беззубого досуга: расстелил фиолетовый ковер, расставил столики для пинг-понга (по задумке художника, здесь пройдет городской турнир по настольному теннису, организованный вместе с Ping Pong Club Moscow) и соорудил нечто вроде полевой столовки, где всех желающих кормят переваренными пельменями. Дополнят ее работы чехословацкого художника Юлиуса Коллера — тоже посвященные пинг-понгу.

С конца 1990-х Тиравания работает в рамках направления «искусства взаимодействия» и называет свой метод «антихеппенингом» — то есть запирает огрызок реальной жизни в музейном пространстве. В одной из галерей он полностью воссоздал собственную квартиру, куда посетители приходили пообедать или принять душ, в других — кормил зрителей собственноручно приготовленным тайским карри. Его высказывание-насмешка в «Гараже» смотрится как наиболее адекватный ответ архитектору Рему Колхасу, который, заигрывая с руинами брежневской эпохи, сохранил планировку павильона, советскую плитку елочкой, кирпичную кладку и гигантское, полурассыпавшееся мозаичное панно. Вынесенное в заглавие выставки «завтра», таким образом, оказалось отброшено лет на семьдесят назад.

1960-е: точки касания

Картонные манекены, символизирующее социальные классы, комикс о диссидентах, вышедших на Красную площадь 25 августа 1968 года против введения советских войск в Чехословакию, интервью с Владимиром Немухиным, Юрием Ростом и прочими героями 1960-х: на тему времени и места высказалась и молодежная команда «Гаража» — студенты искусствоведа Ольги Холмогоровой, прошедшие через программу для старшеклассников и первокурсников, которую музей запустил в 2013 году. За точку отсчета этого небольшого исследования были взяты 1960-е годы — период, когда в павильоне «Времена года» находился ресторан.

«Яёй Кусама: теория бесконечности»

Страдающая галлюцинациями японка, работы которой бьют ценовые рекорды на аукционах, опрокидывает зрителя в наивно-идиотические миры, имитируя опыт пребывания внутри воздушного шара, сахарной ваты или, скажем, картины какого-нибудь абстрактного экспрессиониста. Составными деталями ее публичного образа, ставшего успешным брендом, послужили и психологические отклонения, и заигрывания с национальной идентичностью. В «Гараже» воспроизводят две самые громкие тотальные инсталляции Кусамы последних лет: зеркальную комнату с пропорциями, искаженными тысячами разнонаправленных пульсирующих огней, и глухое пространство, выкрашенное в белый горох на красном фоне (этот орнамент уже стал ее товарным знаком). Позже точно такой же узор появится на деревьях одной из аллей Парка Горького, чтобы еще раз утвердить способность произведения вырваться из рамы. Инсталляции дополняет слайд-фильм «Прогулка»1966 года — одно из самых ранних произведений Кусамы, в котором художница в традиционном японском кимоно разгуливает по улицам Нью-Йорка.

«Инсайдер» Георгия Кизевальтера

Немного ностальгантская выставка фотографий Кизевальтера, одного из участников легендарной группы «Коллективные действия», — робкая попытка нового «Гаража» работать с собственным архивом. Самому же Кизевальтеру не впервой выступать архивариусом. Для него такая экспозиция — возвращение к жанру агиографии, в котором он уже работал, например, в ММСИ в 2011 году, размышляя над судьбами искусства после документа, или в сборнике воспоминаний «Эти странные семидесятые». На снимках Кизевальтера запечатлены коммуналки, квартирные выставки, документации акций «КД» — все то, из чего складывается миф о романтических семидесятых. Собранные вместе они тянут не столько даже на энциклопедию московского искусства 1970–1980-х, сколько на иконостас.

«Лицом к лицу: Американская национальная выставка в Москве. 1959/2015»

Музей американского искусства в Берлине реконструировал знаменитую американскую выставку, которая проходила в Москве в 1959 году в Сокольниках, — чудесное явление пепси-колы, джинсов и абстрактного экспрессионизма в лице Джексона Поллока советскому миру. Тогда США сами выстроили павильоны в Сокольниках, облагородили дороги и разбили клумбы, потратив около 3,5 млн долларов. Сегодня в «Гараже» говорят о влиянии, которое эта выставка оказала на советскую культуру, и необходимости диалога.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>