Реинкарнация «Ревизора»: Владимир Машков через 28 лет вновь сыграл Городничего

Реинкарнация «Ревизора»: Владимир Машков через 28 лет вновь сыграл Городничего

Грустная усадьба в ночи. Трогательная, печальная, русская. С мотивами даже бунинскими и чеховскими в сценографии Александра Боровского, не в первый раз создающего художественное настроение гоголевскому «Ревизору». Глазницы окон, ветшающие колонны… Уютные деревенские шумы — то собака залает, то кулик на дальнем озере запоет… В окне красивой статной тенью — Городничий со свечой. Его фигура пока излучает само спокойствие и уверенность, будто не пренеприятнейшее известие в руках он держит, а приглашение на какой-нибудь званый ужин.

Владимир Машков в первом «Ревизоре» был самым молодым Городничим. В новом спектакле Владислав Миллер стал самым юным Хлестаковым. Фото: Ксения БубенецВладимир Машков в первом «Ревизоре» был самым молодым Городничим. В новом спектакле Владислав Миллер стал самым юным Хлестаковым. Фото: Ксения БубенецВладимир Машков в первом «Ревизоре» был самым молодым Городничим. В новом спектакле Владислав Миллер стал самым юным Хлестаковым. Фото: Ксения Бубенец
Страха большого чиновника маленького города перед грядущим ревизором сначала нет и в помине — не в первый ведь раз. Даст бог, и не в последний. Вместо ужаса и растерянности на лице после громогласного «к нам едет ревизор» мы видим поначалу только спину Городничего, за которой зрительный зал — как за каменной стеной. Трагедия потери разума от страха еще не началась и не обернулась, как в данном случае, почти комедией дель арте, в которой у каждой маски будет свой звездный час — бенефисный этюд. А пока — идет рядовое производственное совещание, вечерняя летучка «я пригласил вас господа…», ради которой не стоило даже утруждать себя снять домашний халат. Роскошный, красный, бархатный, но — халат.

Это второй Городничий в жизни Владимира Машкова. И, кажется, четвертый «Ревизор» в биографии актера и режиссера Сергея Газарова, двадцать восемь лет спустя к новосозданному фестивалю учеников Олега Табакова «Атом солнца» поставившему «Ревизора»-2 в Театре Табакова. И вернувшему гоголевской государственной пьесе всех времен и народов титульный жанр комедии. Ведь у самого смешного спектакля в Москве — «N13» в МХТ им. Чехова — теперь появился серьезный конкурент.

Как и в спектакле 1991 года, Городничего играет Владимир Машков. Великий комический актер. Акцент здесь ставим на слове комический, и это не мираж, не обман зрения в новом зеркальном царстве Театра Олега Табакова и не призрак затерявшегося оптимизма в современных театральных лабиринтах. Самая здоровая и естественная реакция на премьерном «Ревизоре» с Владимиром Машковым, Владиславом Миллером, Александром Мариным и Яной Сексте в центральных ярчайших ролях — два с половиной часа гомерического хохота. А потом такая пронзительная боль в самом сердечном финале этой истории, когда зал уже плачет не от смеха, а от того, что Городничего здесь действительно жаль до слез.

«Ревизор» новейшего времени — история о том, что душевнобольному человеку сегодня в нашем обществе охотнее верят, чем своим собственным глазам

Машков играет острохарактерную роль на грани гротеска. И даже в этой гротескной нереальности достигает подлинной искренности — высший пилотаж актера, добившегося такого парадоксального сочетания формы и содержания. А партитуру характера Хлестакова осваивает недавний выпускник Театральной школы Табакова Владислав Миллер. И юный возраст актера здесь концептуально принципиален — то, что перед ним почти ребенок, Городничий видит сразу: не слепой. Но страх — а вдруг, а кто их знает, какие они должны быть сегодня — ревизоры новой формации, эти мальчики, отучившиеся в оксфордах и шлепающие по российскому захолустью в дорогих ботинках на босу ногу — поди разгадай, — рождает сомнение. Сомнение парализует разум. И тут начинается такая комедия!

Новейшему Хлестакову все в радость. Для него это удивление — как можно в России так счастливо жить! Он открывает для себя мир и себя в нем — посмотрите, как ко мне все хорошо относятся! Он счастлив — выпил, и от счастья — как его здесь все любят! — стал по забору ходить, почти что по небу летать… Психологическая линия тут тесно переплетается с пластической, в его рисунке роли — и цирковые трюки, и не менее опасные душевные кульбиты.

Но главным, смыслообразующим персонажем здесь (уж не примета ли времени?) после Городничего оказывается не он, а… некто Бобчинский/Добчинский. Здесь они не неразлучные близнецы, а один человек с явными симптомами тяжелейшего прогрессирующего психического заболевания раздвоения личности. Их — единых в одном лице — виртуозно играет Александр Марин (в прошлом варианте «Ревизора 1991 года исполнявший роль Хлестакова в дуэте с Машковым). А теперь же он в этой компании — трагичнейший персонаж из мира Достоевского, принесший известие, что ревизор уже давно прибыл и за ними внимательно наблюдает, и заваривший всю кашу в умах и сознаниях…

Симптомы безумия Бобчинского/Добчинского налицо. Все в городе знают о его душевной болезни, все сочувствуют, ведут себя соответствующе — как при неизлечимом больном, помочь которому ничем не могут, но общество которого вынуждены терпеть постоянно…

Валерий Фокин, чей «Ревизор» в Александринском театре долго держал пальму первенства по глубине прочтения Гоголя, пока сам режиссер не проводил спектакль со сцены, вспоминал слова Мейерхольда о том, что каждые десять лет нужно ставить нового «Ревизора». «Ибо каждый раз в новом обличии этот неистребимый «ген» личностного и социального безумия проявляется с новой силой, и об этом нужно постоянно напоминать людям, обществу и государству…»

Если прав был Мейерхольд — а кто бы сомневался — то «Ревизор» нового десятилетия рубежа 2019-2020 года Газарова и Машкова — это трагическая и одновременно смешная до слез история уже о том, что душевнобольному человеку сегодня в нашем обществе охотнее верят, чем своим собственным глазам.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>