«Постскриптум после RIP» Вадима Захарова в музее современного искусства «Гараж»

«Постскриптум после RIP» Вадима Захарова в музее современного искусства «Гараж»

Лауреат «Инновации» и премии Кандинского показывает в «Гараже» инсталляцию, знакомящую с богатейшим архивом видеодокументации разных выставок современного искусства в России и за рубежом с 1989 по 2014 год. ВАЛЕНТИНУ ДЬЯКОНОВУ показалось, что от суховатой инсталляции веет одиночеством олимпийца.

Московские концептуалисты прекрасно понимали, что цивилизация — это бюрократия. Чем больше документооборот того или иного течения в искусстве, тем выше шансы на признание. Ван Гог был бы неполным без тысяч писем к брату Тео. Так появилась установка на производство и хранение архивных данных: от письменных отзывов участников дзенских акций «Коллективных действий» до видеодокументации сотен выставок, снятых Вадимом Захаровым за 25 лет, с момента первых серьезных гастролей советских художников на Западе до нынешних времен. Теперь этот архив передан художником в музей «Гараж», а сам Захаров торжественно обещает больше не заниматься чужими делами. Иллюстрацией к этому решению служит фотография, на которой Захаров в парике с панковским ирокезом прыгает куда-то в пустоту с двухступенчатой лесенки библиотекаря. Его эмоциональный текст к выставке гласит, что в новый жизненный этап Захаров берет только наименование «Художник» (с большой буквы), хоть оно и пахнет как-то неважно. Романтический жест возвращения в искусство из залежей архивной пыли выглядит как очередной симптом возросшего интереса концептуалистов к «духовке». Недаром главный теоретик движения Борис Гройс так увлечен спекулятивными концепциями русского космиста Николая Федорова — пора и о душе подумать.

Свой архив Захаров выстроил как кладбище, где вместо гробниц — пластиковые имитации папок с документами. На торце каждой папки перечислены выставки, видео можно смотреть через круглое отверстие. Вскоре выясняется любопытная закономерность: чем больше появляется новых галерей, музеев, событий, тем короче список документируемых имен. Примерно с 2000 года Захаров сужает круг и обходится выставками четырех-пяти человек, включая себя и наиболее выдающихся коллег по концептуализму (Илья и Эмилия Кабаковы, Павел Пепперштейн, Юрий Лейдерман, Никита Алексеев). Чем ближе к концу инсталляции, тем более разряжен воздух на концептуальном олимпе. В будущее, как говорится, возьмут не всех. Похвально стремление Захарова показать побольше видео с выставок Юрия Лейдермана, бывшего участника группы «Медицинская герменевтика», ныне самостоятельного художника с резкой антироссийской позицией по поводу событий на Украине. Его работ мы еще долго не увидим, потому что Лейдерман не дает разрешения на их демонстрацию на территории России. И все-таки ограничивать именной указатель столь резко неправильно: да, все эти художники совершенно выдающиеся, но неужели больше ничего нет?

Впрочем, отказ от продолжения архива можно объяснить не только тем, что позиции небожителей четко определились. Сегодня архивным материалом может стать все что угодно. Легко найти видео любительского качества с выставок по всей планете, и конкретный архив советско-русского искусства должен занять место среди тысяч роликов о выставках, размещенных в интернете. В эпоху потоковой информации его ценность не в том, что эти видео никто толком не видел, а в том, какое место они займут в мировой ленте документов. И тут возникает проблема: как увлечь неспециалистов этим небольшим отрезком всемирной истории искусств? Судя по тому, как внимательно посетители «Гаража» смотрят в круглые дырки, самой выставке это удалось. Как использовать архив в дальнейшем с тем, чтобы видеодокументы не собирали пыль, это большой вопрос, который «Гаражу» придется как-то решать.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>