Победе над фашизмом радовались и русские, и немцы

Победе над фашизмом радовались и русские, и немцы

Советские солдаты и офицеры в годы войны, в отличие от немцев, не могли носить при себе фотоаппарат — это приравнивалось к шпионажу. Нарушать запрет никто даже не помышлял: кара за это была более чем серьезная, вплоть до расстрела. Поэтому войну мы видим глазами официальных фотографов, аккредитованных на съемку. Их снимки подвергались жесткой цензуре — ничего лишнего, ничего личного. Ограниченный выбор тем и объектов для съемки. Кадры должны были демонстрировать силу и смелость советской армии, жестокость врага и максимальную степень разрушения вражеских объектов. Кадры с простыми немцами — большая редкость, снимки с краткими передышками в окопах — тоже.

По всем фронтам

Валерий Фаминский, чья выставка открылась в московской Галерее классической фотографии, был тем человеком с фотоаппаратом, которому было дозволено снимать. Но на фронт его долго не пускали — сначала ему было велено закончить фельдшерские курсы, только после этого разрешили работать фотографом медицинской службы фронта. Он побывал на всех семи фронтах, участвовал в освобождении Севастополя и взятии Берлина. В советское время его имя было на слуху, но потом о нем забыли, как и забыли о его архиве военных фотографий. В разные годы проходили его большие персональные выставки. Но альбомы с фотографиями Фаминского изданы не были.

Архив после смерти фотографа оказался никому не нужен

Этот архив после смерти фотографа оказался никому не нужен. Когда Валерий Фаминский умер, его жена бережно присматривала за архивом. А когда умерла супруга, наследники нашли этот архив в старой квартире, где жили родители. Родственники предлагали его музеям, но музеи были готовы забрать его только безвозмездно, на что потомки Фаминского не были согласны. В прошлом году архив появился на одном популярном сайте частных объявлений. Стоил он не слишком дорого для такой коллекции. Негативы купил фотограф Артур Бондарь. Объявление он нашел случайно — зашел по ссылке через соцсеть. Сумму покупки он не раскрывает. Но, по оценкам некоторых экспертов, за такую коллекцию могут попросить от 200 тыс. рублей. Архиву Фаминского повезло: как рассказал арт-директор Галереи классической фотографии Марк Коберт, такие ценные фотоархивы часто оказываются на свалке — родственники готовы продавать фотографии только за дорого — миллион и выше. А это заоблачно неоправданная цена.

Кстати, Артура Бондаря удивило, что все негативы в архиве Фаминского были порезаны по одному кадру, каждый был аккуратно завернут в бумагу, все были пронумерованы и подписаны. Качество негативов тоже впечатляет: точно известно, что фотограф снимал на «Лейку», а расходные материалы и пленка, скорее всего, были тоже немецкие.

Художник улицы

50 снимков — это кадры, сделанные в апреле-мае в Берлине, который, несмотря на войну и разрушения, продолжал жить своей жизнью.

Работали пивные, люди спешили по своим делам, берлинцы приступали к разборам завалов. У Фаминского беспристрастный взгляд — его фотография человечная, лишенная какого-либо официоза, не прошедшая указания НКВД. «Фаминский — не военный фотограф в полном смысле этого слова, — говорит Марк Коберт. — Он стрит-артист, уличный художник, как Анри Картье-Брессон». На снимках простые берлинцы, улицы города без прикрас, городские сумасшедшие. Фотограф искренне интересовался судьбами людей по обе стороны баррикад.

Эти снимки после войны представили широкому зрителю всего один раз, но о той выставке 1957 года почти никто не помнит. О войне в то время лишний раз старались не вспоминать как о страшном сне.

Из военных дневников Валерия Фаминского

***

Читайте также

Фото: Михаил Пинкус
Дочери узнали судьбу отца, погибшего в немецком плену 75 лет назад
«Тяжкое впечатление на меня сегодня произвел в большой перевязочной красноармеец — почти мальчик 1925 года рождения, раненный осколком в живот навылет. Он великолепно сознавал свое безнадежное положение, и когда увидел меня, то поманил пальцем к себе:

— Товарищ фотограф. Я умру, плохо мое дело; снимите меня, пока я живой, и отошлите карточку родным… У них нет ни одной моей карточки… Очень прошу!

А у самого слезы на глазах. Когда на поле боя видишь трупы — это не так тяжело: они безмолвны, на их лицах нет такого безграничного страдания. Здесь же нельзя спокойно смотреть на эту молодую, погубленную войною жизнь нашего русского человека».

Апрель 1945 года, Крым

***

«Вернулись опять в деревню Грефлих-Цейзау, оттуда взяли направление строго на запад и невдалеке, в лесу, обнаружили концлагерь. Он небольшой — десятка три бараков и несколько двухэтажных зданий, обнесен двойным рядом колючей проволоки, причем по ней пропускали электроток, для чего проволоку посадили на ролики.

Читайте также

Фото: Лев Федосеев/ТАСС
В День Победы корабли Северного флота откроют для экскурсий
По углам — большие дозорные башни с пулеметными гнездами. И у ворот, и по сторонам — несколько дзотов с бетонированными амбразурами, из которых выглядывают тоже пулеметы. Обширный двор лагеря покрыт обильным слоем желтого песка, пересекается множество дорожек, обложенных по кромке красным кирпичом. Ходишь, смотришь на эту немецкую аккуратность и думаешь: каким количеством пота, слез и крови политы эти дорожки и плац в центре лагеря, во сколько жизней военнопленных обошлась эта аккуратность?

Вошли в барак. Прежде всего в нос ударил очень плотный и удушливый воздух… На столах в мисках стоит похлебка — пища заключенных, по внешнему виду напоминающая мыльную воду после очень грязного белья…

В полумраке разглядели на кроватях какие-то живые существа. Когда с окон сняли светомаскировку и открыли их, в комнату проник свет серого дождливого дня, и мы были просто потрясены: двенадцать полуживых существ, увидев на наших шапках красные звезды, со слезами на глазах и с протянутыми руками встретили нас как вестников свободы».

Май 1945 года, Германия

Наглядно
5 причин, чтобы познакомиться с фотографиями Валерия Фаминского

1. Современные зрители раньше не видели снимки Валерия Фаминского.

Читайте также

Свыше тысячи журналистов аккредитовались на Парад Победы
2. Официальные фотографы чаще всего снимали на передовой, Валерий Фаминский — в госпиталях.

3. Это не официальная фотография. Эти кадры избежали цензуры и сохранили подлинные свидетельства очевидца.

4. На снимках Валерия Фаминского и советские солдаты, и простые немцы радуются избавлению от фашизма.

5. Валерий Фаминский — фотохудожник улиц.

Прямая речь
Алексей Логинов, историк фотографии, профессор РГГУ:

— На официальных снимках были только те темы, которые были расписаны цензурой, — фотография в первую очередь должна была объединять народ. Фаминский снимал шире, чем требовалось. Сдавал официальные снимки, а то, что было, так сказать, за кадром, оставлял себе. У Фаминского не только народ творит историю, но и подвиг простого человека остается в истории.

Досье

Валерий Фаминский родился в Москве в 1914 году, а первые фотографии сделал, когда ему было четырнадцать. В 1932 году он работал фотолаборантом, после — заведующим лабораторией. После войны он устроился фотохудожником в московское отделение Художественного фонда РСФСР. В 1979 году Союз художников СССР организовал первую большую персональную выставку работ Фаминского под названием «50 лет с фотокамерой по военным и мирным дорогам».

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>