Первая масштабная выставка советского художника и архитектора Эля Лисицкого открывается в столице

Первая масштабная выставка советского художника и архитектора Эля Лисицкого открывается в столице

Ретроспектива состоит из двух частей и будет проходить одновременно на двух площадках: в Новой Третьяковке и Еврейском музее и центре толерантности. Всего около 400 работ.

Многие эксперты считают, что именно Лисицкий во многом определил развитие мировой архитектуры и дизайна XX века. Убедиться в этом смогут и посетители.

Для создания шедевра не нужна кисть. И циркуль подойдет. В начале XX века этим инструментом Эль Лисицкий перечеркнул линии и силуэты прошлого и начертил лестницу в будущее. И это самое будущее он буквально вклеил в фотографии.

Селить москвичей по горизонтали завещал сто лет назад. Пока не научились. Зато эти изображения шагнули в жизнь и стали элементами европейского дизайна — мебелью, светильниками, лестницами в наших домах. Лисицкий, который вообще-то учился на архитектора, будто знал и видел больше. Взгляды советских граждан еще не устремлены в космос, а он уже там, с неизменным циркулем.

Буквально за стеной, на выставке другой Лисицкий. Его еще не вдохновил Малевич. Еврей, рожденный в Смоленске, он по крупицам, путешествуя по синагогам, собирает традиции изящнейшего мастерства: иллюстрации книг на идише. Но и тут его будущий почерк все-таки вдруг узнаваем. Коты, похожие на драконов, рыбы, словно причудливые узоры на женских платьях.

Собирал традиции своего народа. Но, впрочем, как тот же Шагал стал тем самым русским евреем, без которого о России на культурной арене говорили бы намного меньше.

«В его творчестве соединялось и русское, и еврейское составляющее. Его вклад в русское искусство, авангард, конструктивизм является, в общем-то, мировым наследием», — сказал генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

400 работ — столько единовременно в Россию еще не привозили. Художник русского и европейского авангарда — гордость музеев и частных коллекционеров по всему миру. Их выставили в двух музеях: Еврейском центре толерантности и новой Третьяковке. Как призналась генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, проще было получить из Пинакотеки Ватикана «Положение во гроб» Караваджо, чем каждый из представленных на выставке.

Выставка на Крымском Валу — это вообще шедевры в шедевре. Для работ Лисицкого создавалось особое пространство. И это, кстати, тоже дань таланту архитектора-художника.

Творил во времена гениев Шагала и Малечива. Но был, говоря языком рекламщиков, не был так раскручен. При этом наследие Лисицкого в тех вещах, о которых мы даже не подозреваем. Например, любое выставочное пространство с минимализмом и тщательно подобранным освещением строится на канонах, которые придумал художник-фантаст.

Он ведь и сам оформил не одну выставку. Например, Всесоюзную сельскохозяйственную. Главный павильон — дело рук Лисицкого. Или вот здание с необычными окнами в Москве — бывшая типография журнала «Огонек». Не проходите мимо — она тоже сошла с чертежей гения.

Несмотря на учебу и популярность в Европе, он был со своей страной и в созидающие 30-е — оформлял советские журналы, и в страшный 41-й — писал агитплакаты. Они, как и многие вещи, которые придумал Лисицкий, знакомы каждому. Теперь пришло время узнать больше и об их авторе.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>