«На Шаболовке» — проект «Как надо работать»

«На Шаболовке» — проект «Как надо работать»

Галерея «На Шаболовке» посылает трудовой привет 5-й Уральской индустриальной биеннале.

Только в Екатеринбурге сделали темой основного проекта биеннале «Бессмертие», как в Москве открыли выставку «Гастев. Как надо работать», приуроченную к 80-летию со дня гибели Алексея Капитоновича Гастева (1882-1939), поэта, пролетария, революционера, отца научной организации труда и директора Центрального института труда (ЦИТ).

Но дело, разумеется, не в случайном созвучии тем. Маленькую галерею и большую Уральскую биеннале объединяет вкус к кропотливым исследовательским проектам, интерес к наследию советского модернизма, неожиданность кураторских ходов. И — умение вписывать, казалось бы, чисто местные сюжеты в глобальный контекст века нынешнего и минувшего. Вот и открытием выставки «Гастев. Как надо работать» галерея не ограничилась, а устроила фестиваль имени Гастева, где были поэтические чтения, лекция блистательной Ирины Сироткиной «Движение и трудовой ритм», три концерта (в том числе «воображаемый диалог между Алексеем Гастевым и Джоном Кейджем», исполненный Театром голоса «Ла Гол»), экскурсии по выставке и по окрестностям Шаболовки.

Алексея Капитоновича Гастева можно было бы назвать «эффективным менеджером», если бы это выражение не было безнадежно скомпрометировано. Большинство знает его прежде всего как создателя и директора Центрального института труда (ЦИТ), заложившего основы системы подготовки рабочих кадров в советской республике. Но история Гастева связана и с историей «левого» искусства и мечтой о создании нового человека. Именно эти сюжеты культурной истории ХХ века — в центре кураторского проекта Александры Селивановой «Гастев. Как надо работать».

Чтобы оценить степень влиятельности идей Гастева в 1920-е, можно вспомнить стих Маяковского («Расписал себя на год, хоть вводи в работу НОТ! Где вы, Гастев с Керженцевым?»)… Или, например, сопоставить статью Маяковского «Как делать стихи?» со знаменитой книгой Гастева «Как надо работать» (1921). Маяковский «перелицовывает» название книги, он вводит любимое понятие Гастева, говоря о «целевой установке». Плюс Маяковский еще и выстраивает всю статью в форме доходчивой инструкции, повторяя структуру «памятки» рабочему. Наконец, он закольцовывает сюжет «рифмой»: «Поэзия — производство. Труднейшее. Сложнейшее, но производство». И эта параллель получит продолжение в поэме «Во весь голос!».

«Ремесло» было одной из ключевых метафор эпохи. Но Алексей Гастев, сам поэт, литератор, эту метафору «поэзия — производство», переворачивает. Производство — это поэзия. Отсюда — название книги Гастева «Поэзия рабочего удара»!

Но Гастева интересовала не игра слов. Его волновала возможность открыть каждому рабочему тот путь, который он сам прошел — от отличного слесаря, работавшего на заводах России и Франции, к радости самоорганизации, творческому труду. Как он писал: «Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянно жизненной школой». Он сам умел превращать в «жизненную школу» самые тяжелые испытания. Ссылки. Побеги. Аресты. Сбежав из ссылки во Францию, он работал на заводе и учился вечерами в Высшей школе социальных наук в Париже.

Выставка в галерее «На Шаболовке» вводит в оборот архивные раритеты. Здесь можно увидеть фильмы, семейные фотографии, газеты, поэтические книги и даже модель лаборатории ЦИТа. Выставка позволяет почувствовать масштаб фигуры Алексея Капитоновича Гастева. Человека эпохи модерна, верящего в разум, организацию и творческий потенциал людей. Он был одним из тех, кто попробовал изменить мир и начал — с себя. Получилось.

Цитата

Из памятки Гастева «Как надо работать»: Учитывать время — значит дольше жить Товарищи! Вам нужна воля, отвага и выдержка.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>