Музыкальный мир отмечает 333-ю годовщину со дня рождения Баха

Музыкальный мир отмечает 333-ю годовщину со дня рождения Баха

Гектор Берлиоз сказал как-то о Бахе: «Бог — это Бог, а Бах — это Бах». В этом году 31 марта музыкальный мир отметит очередную, 333-ю годовщину со дня рождения немецкого композитора. Известный российский пианист Иван Рудин решил посвятить этой дате проект БАХ-333. Концерт состоится накануне даты рождения — 30 марта в Малом зале Московской филармонии.

Как возникла идея проекта?

Иван Рудин: Идея родилась три года назад. Ее поддержали мои друзья-музыканты — провести весь 2018 год под знаком Баха. Конечно, многое мы сделаем в рамках фестиваля ArsLonga, который пройдет осенью в Москве уже в восемнадцатый раз. Надеюсь, что в новом Концертном зале «Зарядье» мы сделаем большой вечер, посвященный Баху. Спойлерить, как сейчас принято говорить, или «убивать интригу» — рассказывать обо всех концертах проекта, я не буду. Но начало уже было положено в Башмет-центре 17 марта: с Борисом Андиановым мы сыграли все сонаты Баха для виолы да гамба и клавесина.

Помните своего самого первого Баха?

Иван Рудин: Конечно, первый опыт встречи с композитором состоялся в школе, в классе моего замечательного педагога — Татьяны Зеликман. Тогда же я много слушал Баха в исполнении Гленна Гульда — одного из величайших музыкантов ХХ века. Но в жизни с годами многое меняется: в начале тебе импонируют одни музыканты, потом — другие. Сам я не стал бы играть Баха, как Гленн Гульд. Но то, как он мог заставить полюбить эту музыку, абсолютно непостижимо!

Какое исполнение Баха на сегодняшний день для вас эталон?

Иван Рудин: Учусь у своего профессора Евгения Королева, он — признанный бахист. Из других больших мастеров я бы выделил Андраша Шиффа.

Английский дирижер Джон Элиот Гардинер сравнивал музыку Баха с дайвингом, подводным плаванием — погружением в «психоделический мир» разнообразнейших оттенков цвета… Вам такие сравнения близки?

Иван Рудин: Для меня Бах — это одно из тех невероятных природных явлений, которые вызывают огромное потрясение. Бах превосходит значение таких понятий, как композитор, музыка, искусство. Бах делает нашу жизнь прекрасной и осмысленной. Те, кто еще не открыл для себя этого композитора, в какой-то момент жизни обязательно придут к нему, потому что нельзя не познать чудо восхода солнца, магию заката.

Люди недооценивают целебные свойства музыки Баха. Вполне возможно, что она лучше всяких лекарств может залечить душевный недуг и поддержать в сложные моменты жизни. Она отвлекает от суетности сегодняшнего дня и увлекает в свой, иной мир, в котором ты защищен от проблем.

Накануне день рождения композитора вы решили исполнить его Партиты?

Иван Рудин: Да, эта музыка была написана в тот момент, когда Бах не имел церковной должности; у него не было обязательств писать еженедельные духовные сочинения — кантаты. В тот период жизни Бах создал множество инструментальных шедевров: Английские и Французские сюиты, сонаты. Эти сочинения максимально продвигали и развивали возможности инструментов, для которых создавалась эта музыка — клавесин, скрипка, виола. В каждой ноте Бах остается Бахом. Кому бы он ни служил, находился ли на церковной должности или писал королю, в первую очередь, музыка его неразрывно связана с высшими силами.

Что вам ближе сегодня из его сочинений?

Иван Рудин: Выделить какое-то произведение совершенно невозможно, как и невозможно представить себе, что этот человек, проживший всего 65 лет, в отсутствии вообще каких-либо технических средств (в нашем понимании) смог написать такое количество музыки, сколько не написано ни одним композитором в истории! В каждой жанровой сфере — Бах удивителен, будь то Гольдберг-вариации, хорошо темперированный клавир или искусство фуги. Высшей степенью, кульминацией всего творчества считаю его хоровую музыку — Страсти, Мессы, — это точка максимального выражения таланта и гения на земле.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>