Морган Фриман против старческой хандры

Морган Фриман против старческой хандры

В российском прокате стартовал фильм в редком для нашей страны жанре «кино о счастливой старости». «Уйти красиво» — это история «стариков-разбойников». Они решают восстановить социальную справедливость и ограбить банк, который оставил их без пенсии. В процессе один из героев найдет свою любовь, другой наладит отношения внутри семьи дочери, третий бросит вызов запущенной болезни.

Трем исполнителям главных ролей в совокупности больше 200 лет, а самый молодой из них — Морган Фриман — через два месяца отметит свой 80-летний юбилей. Его «подельники» — 84-летний Майкл Кейн, всему миру известный как дворецкий Бэтмена, и 83-летний Алан Аркин, обладатель «Оскара» за роль в относительно недавно вышедшем фильме «Маленькая мисс счастье». В эпизодах можно увидеть звезду «Назад в будущее», 78-летнего Кристофера Ллойда.

Фриман остается невероятно востребованным актером. Каждый год выходит по нескольку масштабных дорогих картин с его участием. Отдельный пласт его фильмов — как раз те самые, о бодрой старости. В «Старперцах» (2013 год) его герой в компании персонажей Майкла Дугласа, Роберта де Ниро и еще одного голливудского ветерана Кевина Клайна отправлялся зажигать на мальчишнике в Лас-Вегас.

До этого был «Рэд» (2010 год) — боевик из жизни нестареющих суперагентов с участием Джона Малковича, Хелен Миррен и Брюса Уиллиса. Еще раньше — «Пока не сыграл в ящик» (2007 год), где его напарником стал Джек Николсон: трогательная история двух пенсионеров, сбежавших из больничной палаты, чтобы осуществить все свои давние мечты.

Все эти фильмы объединяет одно: они о людях, для которых преклонный возраст не просто не стал помехой, а, напротив, помог по-новому осознать себя — да так, что они «дают прикурить» молодым. В каждом из таких фильмов обязательно найдется спесивый и глупый персонаж младшего поколения, которому «отцы» преподадут урок. Да, пусть рука уже не так тверда и старые болячки все более явно дают знать о себе, но эти герои не зря коптили небо долгие годы, ибо житейский опыт и старческая мудрость — бесценны.

Фраза «мои года — мое богатство» могла бы стать слоганом к каждой из этих картин. Быть старым — не значит быть бесполезным и беспомощным. Влюбиться по-настоящему, отправиться в кругосветное путешествие, прыгнуть с парашютом, победить в конкурсе, ограбить банк, наконец, – все это можно и после 80-ти, если не падать духом.

У нас такие фильмы тоже снимались, выходили в прокат и пользовались любовью зрителей — было это давно, и закончились они, пожалуй, на «Старых клячах» Эльдара Рязанова. Легендарные советские актеры часто появляются в новом российском кино, но почти всегда — на вторых ролях. Можно вспомнить Олега Табакова в «Кухне в Париже», Владимира Меньшова в «Легенде № 17», Михаила Боярского и Инну Чурикову в «Самом лучшем дне», Леонида Броневого в «Простых вещах».

К ним относятся с огромным уважением и любовью, они служат, как правило, «моральным камертоном» произведения, но неизменно остаются в тени главных, молодых героев. Их место в фильме, в общем-то, соответствует тому, которое занимают родители в жизни среднестатистического посетителя кинотеатров: да, мы их любим больше, чем кого бы то ни было на свете, но основные наши переживания уже связаны не с ними.

Это все тот же замкнутый круг, из которого российская киноиндустрия пока не нашла выхода: в кино ходят в основном тинейджеры, поэтому и фильмы снимаются в основном для тинейджеров, поэтому и в кино ходят в основном тинейджеры…

Аудитория старше 35–40 пока инертна, она не рванет в кинозалы в первый же выходной, а пока соберется туда, фильм уже снимут из репертуара. Возрастная аудитория всегда воспринимается профессионалами как «побочная»: для них закладывают ностальгический элемент, на нее рассчитывают при производстве фильма-события. Но у нас нет, да и в настоящий момент не может быть снят большой фильм, адресованный именно зрителю старшего возраста.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>