Лауреаты Конкурса имени Чайковского выступили на фестивале в Вербье

Лауреаты Конкурса имени Чайковского выступили на фестивале в Вербье

Сразу же по завершении ХV Международного конкурса имени П.И. Чайковского некоторые из его лауреатов получили приглашение Мартина Энгстрёма, директора фестиваля в Вербье (в Москве он был членом жюри в номинации фортепиано). Приехали на знаменитый фестиваль в Швейцарию Джордж Ли (США, II премия, фортепиано) и Андрей Ионица (Румыния, I премия, виолончель). А также талантливая молдавская скрипачка Александра Конунова (III премия). Она и поделилась своими впечатлениями от конкурса и от фестиваля в Вербье.
Саша, деревушка Вербье и музыкальный фестиваль в вашей судьбе занимают особую роль?

Александра Конунова: Я уехала из Кишинева в 16 лет и начала учебу в Германии. Это были замечательные годы, но, к сожалению, тогда я не очень понимала, кто действительно величины в музыкальном мире — Борис Кушнир, Пинхас Цукерман… Очевидно, мы в Молдове были несколько отстранены от событий высокой музыкальной жизни. Хотя мой прадед был директором филармонии, в семейном архиве его фото с Ойстрахом, Коганом и Ростроповичем.

Пожив в Европе, я стала во многом разбираться, узнала о фестивале в Вербье, там я встретила будущего мужа (он тоже музыкант), а после награды фестиваля меня пригласили участвовать в четырех концертах.

Одно из самых ожидаемых выступлений в Вербье, — концерт пианиста Григория Соколова. Вам удалось попасть на него?

Александра Конунова: Отыграв свою программу, я села в машину и быстро примчалась в зал Eglise, где он выступал. Его Бетховен, я даже не могу сказать иначе, это что-то запредельное! Мне очень понравился Шуберт — удивительный, новый, сыгранный с потрясающим драматизмом, колоссальными динамическими контрастами…

Почему вы решили участвовать в Конкурсе Чайковского, ведь вы часто говорите о том, что не любите соревноваться?

Александра Конунова: Не люблю, но люди часто бывают противоречивы. Я очень люблю борьбу как стимул к творчеству. На конкурс приезжают музыканты — представители разных школ, как правило, каждый из них Личность. Почему Конкурс Чайковского? Он — один из самых престижных в мире, но у меня были сомнения. Господин Энгстрём, мнение которого для меня очень важно, посоветовал непременно участвовать. Я поставила цель — пройти в финал. Конечно же, больше всего хотелось встретиться с маэстро Гергиевым. Но для этого надо было преодолеть многое!

Довольны результатами?

Александра Конунова: Это счастье — репетировать и выступать с маэстро. Осталось ощущение азарта и радости: в Сибелиусе он взял такой темп! Второй гала-концерт в Петербурге порепетировать практически не удалось. О темпе договорились перед самым выходом на сцену. Сыграли хорошо. Та невероятная энергетика, которая передается от него музыкантам, не может сравниться ни с чем, что было прежде в моей музыкальной жизни.

А кроме Гергиева — кто из дирижеров, с которыми довелось выступать, запомнился больше всего?

Александра Конунова: Курентзис! У нас с ним совпало все: состояние души, энергия. Он мне сказал: «Будешь так играть на Чайковском — победишь!». И еще Тео советовал мне чутко слушать оркестр, «разговаривать» с фаготом, с виолончелями. Феноменальная работа в течение трех часов! Обычно ведь репетируют максимум час, после чего дирижер спрашивает: «Все нормально?». А я думаю: «Неужели не слышит, что ничего не нормально?!»

Что вам дало участие в конкурсе Чайковского?

Александра Конунова: Для меня это отличная визитная карточка. Меня услышали потрясающие музыканты, я играла с Валерием Абисаловичем. Есть предложения по дальнейшей гастрольной деятельности. Впервые в России я выступала в самых престижных концертных залах; повидала свою крестную маму, встретила подругу детства, подружилась с дочерью моего родного отца (мои родители в разводе); получила много писем от друзей и коллег.

Слушали на конкурсе своих соперников?

Александра Конунова: Я уверена, что каждый из конкурсантов немножко интересовался, а как там другие? Я тоже по две минутки слушала некоторых конкурентов, но хочу сказать, что абсолютно все мои коллеги — большие молодцы. С огромным уважением отношусь к тем, кто выдержал первый тур, для этого надо было иметь стальные нервы…

Болели за кого-то?

Александра Конунова: Хотя решения такого высокого жюри не обсуждаются, меня впечатлила игра скрипачки из Южной Кореи. Но мнение жюри не совпало с моим.

Что больше всего мешало вдохновению?

Александра Конунова: Сначала меня страшно бесило все, что происходило в Интернете. Сейчас это уже не так болезненно, я даже задумываюсь над некоторыми замечаниями. Если у музыканта достаточно характера, это можно воспринимать и как конструктивную критику. Но во время конкурса, когда ты не спишь, не ешь, занимаешься день и ночь, и у тебя болят ноги-руки-голова, а большинству до этого нет дела, — все это очень неприятно.

Журналисты некоторых изданий далеко не всегда были корректны. Зачем писать, кто любимец первого тура, а кто второго во время соревнования? Это негативно сказывается на атмосфере вокруг конкурса.

Мой старт на конкурсе отличался от других: на мне, помимо подготовки, были семья и трехлетний сын Гриша, который страшно ревновал меня к скрипке — отбирал смычок, нервничал и даже кусался. Я была истощена еще до конкурса, но это не вынесешь на сцену! Там надо было собраться и выдать максимум, на который я способна.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>