Как устроен новый «Рай» Андрея Кончаловского

Как устроен новый «Рай» Андрея Кончаловского

19 января в российском кинопрокате стартует новый фильм Андрея Кончаловского «Рай». Картина уже получила приз кинофестиваля в Венеции за лучшую режиссуру и попала в шорт-лист номинаций на премию «Оскар». Такого единодушного признания, как у мировых, так и у российских критиков российские картины не добивались давно.

Кино без границ

«Рай» – российско-германская копродукция, снятая при поддержке Министерства культуры РФ, телеканала «Россия 1» и Европейского фонда поддержки кино Eurimages. Последний традиционно финансирует значимые фильмы, отражающие культурное и социальное многообразие общества.

Действие «Рая» происходит в Европе в разгар Второй мировой, его герои – французский жандарм-коллаборационист, русская эмигрантка, спасающая еврейских детей и попадающая из-за этого в концлагерь, и влюблённый в неё немецкий офицер СС.

Их играют актёры из Франции, России и Германии: Филипп Дюкен, Юлия Высоцкая и Кристиан Клаус. Фильм снят на трёх языках международной съёмочной группой. Все внешние признаки говорят о том, что этот «Рай» адресован любому зрителю, независимо от его национальности и культурного бэкграунда.

«Рай» – это Драма: жанр насколько популярный и продуктивный, настолько же и невостребованный в современном прокате. И это кино не только про Холокост, о чем снято немало, в том числе и великих, картин. В этой ленте трагические события истории становятся экстремальным фоном для психологического разбора персонажей.

Несмотря на чёрно-белую эстетику картины, в ней нет деления на чёрное и белое, гений и злодейство. Героизм и предательство здесь рутинно переплетены.

В своих интервью Кончаловский подчеркивал, что снимал о природе зла вообще, которое всегда завернуто в красивые обертки: «Если бы зло было явным, то очень немногие совались бы туда. Но зло соблазнительно, это и есть дьявол».

В каждом из героев, даже в монстре-начальнике концлагеря, можно при желании найти положительные черты. Каждый персонаж по-своему хочет сделать мир лучше, построить тот самый пресловутый рай.

Глобальный гуманистический пафос Кончаловского скрыт за будничными поступками и словами простых людей, иногда очень образованных и тонко чувствующих. Камера показывает их с документальной отрешённостью, оставляя за зрителем выбор, кому из персонажей сочувствовать и в чём.

Каждому из трёх своих главных героев Кончаловский даёт возможность вдоволь выговориться в отдельно снятых и вмонтированных в канву фильма монологах.

Старая школа

Помимо рукотворного рая, в фильме всплывает ещё и тема рая божественного, куда герои попадают или не попадают в зависимости от своих мотивов, поступков и их последствий.

На последнем фестивале в Венеции 79-летний Кончаловский был самым старшим и одним из самых «статусных» режиссёров-участников конкурсной программы. Кому, как не ему, искать ответы на фундаментальные вопросы бытия.
Главные претензии у международных критиков возникали к стилистике фильма. Длящийся больше двух часов монохромный «Рай» называли слишком неторопливым и старомодным.

Это кино для тех, кто не принимает правила игры современного кино, в котором «картинка», как правило, важнее содержания. Это «Рай» для зрителя, который вечно жалуется на отсутствие глубоких смыслов и оригинальных идей в современном российском кино.

В последние годы Кончаловский активно работает не только в кино, но в театре, ставит произведения Чехова и Достоевского. Кинематографический «Рай» можно сравнить с произведениями писателей-классиков: смотреть этот фильм – непростой труд, но труд необходимый.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>