Как будет проходить «Кинотавр» в условиях пандемии

Как будет проходить «Кинотавр» в условиях пандемии

Крупнейшие кинофестивали — в Каннах, Локарно, Нью-Йорке — уже отменены в своих традиционных форматах. Венецианская Мостра еще надеется в каком-то виде пройти в сентябре, не сдаются и фестивали в Торонто и Сан-Себастьяне, предполагая многие свои программы провести онлайн. Московский фестиваль объявил, что в условиях полной неопределенности ждет до осени. Фестиваль «Окно в Европу» в Выборге, как сказал его президент Армен Медведев, в крайнем случае может пройти и зимой, когда, собственно, и стартовал много лет назад.

Какова в этих условиях судьба главного отечественного фестиваля — «Кинотавра»? Он должен был пройти в Сочи в начале июня, уже были зафрахтованы и знаменитый Зимний театр, и отель «Жемчужина», но пандемия COVID-19 заставила его организаторов взять паузу. Надолго ли — с этим вопросом обратилась к программному директору «Кинотавра» Ситоре Алиевой. Связаться с ней, однако, удалось не сразу: телефон оказался заблокирован.

Ситора Алиева: Я была вынуждена сменить номер телефона и обратиться в полицию: начался самый настоящий террор. Стали звонить как бы из родильного дома и интересоваться, когда я собираюсь туда лечь; некий банк интересуется, намерена ли я отдать кредит, который никогда не брала, потоком идут оскорбления и домыслы… Жить стало веселее — но такая у нас работа. Я же принимаю на себя первый удар: делаю первоначальный отбор. А фильмов теперь шлют особенно много — любой, кто держал в руках камеру, имеет право предложить свой труд в конкурс. Часто это люди, не имеющие системного образования, и в кино, особенно в короткометражном, появилось много мусора. Поэтому и обид стало больше: не отобрали, прокатили, не дали приз или дали, но не тот… Что бы ни случилось — виноват фестиваль. Впрочем, так теперь везде: я — официальный делегат смотров в Карловых Варах, Варшаве, также работала в Риме, и знаю, как быстро меняется ситуация. Фестивали остаются единственным способом для авторского кино получить свою аудиторию. Поэтому такой накал страстей.

Нашествие COVID-19 прервало подготовку очередного «Кинотавра». Какие у него перспективы? Есть ли надежда его провести в 2020 году?

Ситора Алиева: В начале июня он, как уже было объявлено, не состоится. А сохранить его, безусловно, важно. Причем в традиционных формах — никаких онлайн-форматов. Ведь «Кинотавр» — это не только показ фильмов. Это контакты, обмен идеями, взаимодействие, взаимовлияние людей кинематографа. Это огромная аудитория, включая приехавших по путевкам. Это социально значимый проект: каждый вечер на площадь перед Зимним театром приходят тысячи зрителей и смотрят кино даже под дождем. Это кино молодых, которым фестиваль дает уникальный шанс показать свои фильмы — особенно короткий метр — серьезной аудитории. Таких фильмов снимается все больше: возникло много киношкол, и все претендуют на право участвовать в конкурсе. «Кинотавр» — площадка, где кинорежиссеры могут найти продюсеров, инвесторов, дистрибьюторов, свою онлайн-платформу…

Да, дебютов сейчас как никогда много. А что с маститыми?

Ситора Алиева: С ними труднее: многие рассчитывают на фестивали в Каннах или Венеции и в ожидании их вердиктов не дают нам свои картины. Поэтому мы не смогли получить новые работы Александра Миндадзе, Алексея Учителя, Александра Зельдовича, Ренаты Литвиновой. Но уже объявлено, что фестивали в Каннах, Локарно, Карловых Варах не состоятся. Вся мировая киноиндустрия ринулась в Венецию, и Мостра даже прислала приглашения аккредитоваться, но устоит ли она — сомневаюсь. Ведь большие фестивали не могут обойтись без участия американского кино, это важная составляющая любой программы, а прилететь американцы, скорее всего, не смогут. Так что все будет зависеть от пандемии. До конца года неясность, думаю, сохранится.

И все же — каковы прогнозы относительно «Кинотавра-2020»?

Ситора Алиева: Если не будет угрожать вторая волна пандемии, которую обещают многие эксперты, то осень — вполне возможный вариант, и мы будем в максимальной степени готовы. Соберем программу, хотя, возможно, и не такую, как рассчитывали: многие фильмы остановлены на стадии пост-продакшн, а те, кто готовы, будут ждать Канн, Берлин и Венецию. Но в любом случае придется соблюдать жесткие санитарные нормы. Зарубежные фестивали уже сейчас работают над разработкой протоколов безопасности, и к осени санитайзеры, маски, перчатки, бахилы будут непременной частью праздничных туалетов. Хотя, учитывая нашу традиционную беспечность, любые массовые мероприятия — это риск.

В современном мире всё взаимосвязано и зависит друг от друга — будет ли готов к новым срокам «Кинотавра» город Сочи? Тот же Зимний театр может быть занят другими мероприятиями.

Ситора Алиева: Да, он расписан по дням и по часам на год вперед. Это очень востребованная площадка: постоянные гастроли, музыкальные конкурсы, спектакли… Сочи очень насыщенный культурными событиями город, и Зимний театр — центр этой жизни. Очень востребованы и сочинские гостиницы. Так что много внешних обстоятельств, от которых мы зависим и над которыми не властны.

На наших глазах рассыпаются давно сложившиеся связи: кинопроизводство — фестивали — кинорынки — продажи фильмов — премьеры — прокат… Все это было накрепко свинчено и вдруг перестало существовать. Как этот хаос собрать обратно в некую систему?

Ситора Алиева: Я думаю, шаг за шагом все восстановится. Но пока — да, хаос. Обычно приглашенные в наш конкурс картины имеют время на завершение производства — сейчас все замерло. А мы не можем рассылать приглашения, потому что не знаем, будет ли фестиваль и когда. «Кинотавр» — итог труда огромного числа людей: одни летят в Сочи, другие их принимают, устраивают их быт, и за всю эту логистику отвечает фестиваль. Сейчас вся кинотеатральная сеть осталась без работы, работодатели не в состоянии платить, люди оказались на улице. А если вспомнить о гастарбайтерах, которые и вовсе без защиты, можно говорить о серьезном социальном коллапсе. Что касается перспектив кинопроизводства, то денег, конечно, будет меньше, но это никогда не влияло на качество фильмов — здесь нет прямой зависимости. Сейчас в мире идет процесс объединения усилий кинематографистов всех стран. Крупнейшие смотры планеты вместе создают онлайн-фестиваль We Are One. Национальным кинематографиям приходят на помощь разнообразные фонды. Важно, чтобы к этим процессам взаимопомощи присоединилась Россия.

Сейчас звездный час переживают онлайн-платформы: все ринулись смотреть кино в интернете. Нет опасения, что люди, поняв преимущества такого способа общения с фильмами, не вернутся в кинотеатры? И фестивалей в их прежних формах уже не будет.

Ситора Алиева: Не думаю. У кинотеатра слишком много достоинств, которых нет на маленьких экранах. Кино сегодня — самое динамичное, оперативное и недорогое из развлечений. А что касается фестивалей… ведь даже и стриминговым гигантам нужны талантливые авторы, а их можно найти только на больших кинофорумах. Один только Netflix прислал на Берлинский фестиваль сорок человек с целью искать новые таланты. Поэтому и фестивали, и кинотеатры будут всегда. А сейчас, в такое сложное время, нам всем надо сказать: «Спасибо врачам!».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>