Фронтовые кинооператоры. О тех, кто запечатлел войну

Фронтовые кинооператоры. О тех, кто запечатлел войну

За годы Великой Отечественной войны фронтовые кинооператоры отсняли три с половиной миллиона метров плёнки. Они работали на передовой, снимали, находясь на военных кораблях, в танках, самолетах.

Эта военная кинохроника запечатлела боевые операции красной армии. Съемки «крылатых кинооператоров», позволившие нам увидеть войну с неба, изначально выполняли исключительно прикладные функции. Валерий Фомин, киновед: «Первая съемка была осуществлена оператором Николаем Вихиревым. Шли отчаянные бои, и было полное господство немцев в воздухе. Был такой отчаянный авиаполк, в который он пробился. Это была его личная инициатива. И он осуществил первую съемку наших бомбардировщиков, которые «расколошматили» немецкую танковую колонну».

«Р-5» — самолет-разведчик. Легкая деревянная конструкция, простое управление. Одно место для пилота, другое для штурмана. В его-то обязанности и входило ведение фото- и кинофиксации объектов наблюдения. «Если держать камеру на весу, будут снимки смазаны, а здесь уже установлена конструкция, на которую можно было установить как фотоаппарат, так и пулемет», — говорит научный сотрудник Центрального музея Военно-Воздушных Сил Александр Шмаков.

Что установить на турель (съемочную технику или оружие) штурману-оператору приходилось решать по ходу боя. Валерий Фомин, киновед: «Оператор Борис Шер вел такую съемку, когда налетели «мессеры», стали со всех сторон атаковать наш самолет. А стрелка не было, и Шеру пришлось отложить камеру, взять пулемет, который был в самолете для стрелка установлен, отстреливаться». На этой фотографии в руках у Бориса Шера американская камера «Аймо». Схожие по конструкции аппараты в СССР производил завод «Ленкинап».

«Отличается она только точностью изготовления механизма. Здесь допуски меньше, чтобы в мороз, зимой эта камера могла работать», — говорит сотрудник лаборатории визуальных эффектов научно-исследовательского кинофотоинститута Александр Зенин. Камера весила всего 5 кг. Одной бобины — 30 метров пленки — хватало на одну минуту съемочного материала. Операторы устанавливали фокусное расстояние на бесконечность, ведь при съемке в полете стабилизировать ручную камеру было практически невозможно.

Валерий Фомин, киновед: «Невозможно было удержать камеру, когда входили в пике самолеты. Камера была у них в руках. Открывали фюзеляж, откидывали и туда высовывались, снимали в упор. Их назад откидывало, прижимало силой воздуха, который врывался на этой бешеной скорости. И камера дрожала, справиться было очень трудно».

Скоростной бомбардировщик «СБ» набирал высоту пять тысяч метров менее чем за 10 минут. Развивал скорость более 400 километров в час. Для кинокамер были предусмотрены специальные люки. А если «СБ» вылетал на разведку, съемочный аппарат фиксировали снаружи. Специально для военно-воздушных сил американская компания Bell Howell выпускала камеры «Аймо» с одним объективом.

«Она сама снимала все время, она была синхронизирована с мотором самолета. Совсем простая, здесь вообще нет никаких элементов управления. С помощью вот таких держателей крепится к самолету», — говорит хранитель фонда кинофототехники и предметно-мемориального фонда Музея кино Эмма Малая.

У американской авиационной кинокамеры был советский аналог — «АКС-1». Для удобства пилота у «АКС» вместо съемного заводного ключа была ручка. Такие аппараты и снимали так называемые «результативные» кадры. Валерий Фомин, киновед: «Результативные кадры для авиасъемки — это были результаты бомбежки».

Для работы с пленкой в полевых условиях был разработан специальный проявочный бачок. В нем можно обрабатывать и негативное, и позитивное изображение на пленке двух форматов в почти что боевых условиях и даже ночью. Но чаще пленку отправляли в Москву, здесь ее проявляли в лабораториях и смотрели уже на стационарных проекторах на самом высоком уровне.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>