Фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе» стартовал в Музеях Московского Кремля

Фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе» стартовал в Музеях Московского Кремля

В Музеях Московского Кремля открылся фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе». Начали с эпохи барокко. На спектакле побывала Анна Галинская.

При дворе Елизаветы Петровны эту оперу играли составом куда более многочисленным. Только хора было человек 40. Камерную версию, именно такую, как представили этим вечером, в XVIII веке тоже видели — в Ораниенбауме у великого князя Петра Федоровича, который исполнял партию первой скрипки. Его ноты сохранились, по ним, восстановленным, на этот раз играет Андрей Решетин.

«Цефал и Прокрис» — первая русская опера, музыку написал придворный композитор Франческо Арайя, либретто — поэт Александр Сумароков. Идея о том, чтобы поставить оперу об античных молодоженах, которые сначала нарушили супружеские клятвы, а потом простили друг друга, пришла царице Елизавете Петровне.

«В 1755 году, можно сказать, что она объявила годом русского языка и литературы. Сумароков создал русскую оперу вместе с Арайя, а Ломоносов издал свою риторику. То есть это был год, посвященный русскому языку. Мало кто знает, что Елизавета Петровна сама была великолепная певица», — заявил Андрей Решетин.

Для того, чтобы реконструировать оперу, необходимо было восстановить звучание русского языка того времени и французскую азбуку жестов. В Петербурге XVIII века ею владели все.

«Как царица, она делает первый жест. Только за счет работы глаз и за счет этих жестов мы помогаем понять смыслы, заложенные создателями оперы», — объяснил режиссер-постановщик Данила Ведерников.

В опере «Цефал и Прокрис» — три акта, и длится она около 4 часов. Каждый акт можно представлять, как отдельную новеллу. Публике показали второй под названием «Сады Авроры». По замыслу, действие завершает балетная постановка, как комментарий к тому, что было. Интересно то, что композитор Франческо Арайя не писал музыку к балетам, поэтому оперу дополнили сочинением его современника Доменико Далольо. Кстати, начинает и заканчивает второй акт соло скрипки — этим вечером звучит инструмент, принадлежавший композитору, эту скрипку создал либо сам Доменико Далольо, либо его отец.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>