Евгений Стычкин въехал в «Гоголя» по-лермонтовски

Евгений Стычкин въехал в «Гоголя» по-лермонтовски

На экраны наших кинотеатров в экспериментальном порядке выходит сериал «Гоголь. Начало». В нем много заметных актерских работ, начиная от ролей Александра Петрова и Олега Меньшикова. Но им не уступает Евгений Стычкин, который играет главу местной полиции. Герой Стычкина Бинх смел, подозрителен, быстро соображает и принимает решения. Он ездит на лошади, машет саблей и не верит во всю мистику, которая творится у него под носом.

…Иногда кажется, что Стычкину под силу сыграть все. Открытый взгляд, острый ум, особая органичность. В любой роли он себя чувствует, как в любимых тапочках. Сказать, что этим не пользуются продюсеры, было бы неправильным. Помимо начальника полиции в этом сезоне Евгений Стычкин играет Ленина, Сталина… даже батьку Махно, и это еще не все. Интервьюера он понимает с полуслова. Если он так же «ловит» задачу, которую перед ним ставят режиссеры, то как же им повезло — приятно поговорить с понятливым человеком.

Евгений, представляя сериал «Гоголь» на кинорынке, что проходил в рамках «Кинотавра» в этом году, вы сказали, что режиссеру Егору Баранову не нравится вас снимать таким, какой вы есть, и он вас все время пытается «в кого-то превратить». Например, в фильме «Фарца» — в эдакого человека с распальцовкой. А в «Гоголе» он вас преобразил практически в персонажа повестей писателя.

Евгений Стычкин: Да, мне кажется, что Егор не дает мне засохнуть. Он заставляет каждый раз искать совершенно новый для меня образ. Он настолько хорошо меня изучил — был на всех моих спектаклях, и в итоге мы с ним работаем уже на пятой картине. Он знает меня даже на уровне интонации и сразу на этом ловит. Например, говорит так: «Все нормально, но ведь, если без этого вы могли обойтись и нашли бы здесь что-то более неожиданное и парадоксальное для себя и персонажей, было бы круто». В его дебютной картине и в первой нашей совместной «Самоубийцы» я был самим собой. И все — больше он мне этого не позволяет. Может быть, если все пойдет правильно, в итоге мы опять вернемся к тому, что я смогу быть собой в какой-то его картине.

В сериале «Гоголь» работать непросто — там вам пришлось и на лошади скакать, и шашкой махать. Вы все это умели ранее или вам пришлось учиться чему-то в процессе?

Евгений Стычкин: Нет, я умел это до «Гоголя». Я довольно серьезно занимался фехтованием — еще в институте, да и конным спортом — тоже. В цирке выездкой и потом конкуром я занимался для роли Лермонтова. Это не случившийся проект, но я к нему долго готовился. Вообще же все эти процессы — не сложности, а скорее бонусы, потому что, конечно, любому мужчине хочется в какой-то роли скакать на лошади с развевающимися фалдами, размахивать саблей, фехтовать, стрелять, побеждать противника. Так же как женщине хочется, снимаясь в кино, чтобы она была не только хорошая актриса, но еще и красотка, и чтобы у нее были красивые платья.

А любому мужчине хочется быть героем-любовником в кино? Вас не раздражает, что у вас такой грим — седые бакенбарды, вы — молодой человек, играете недоверчивого человека, старше себя по возрасту?

Евгений Стычкин: Мне кажется, интересно играть разных персонажей. Представьте, если в каждой роли я буду совершенно одинаковым. В этом и смысл как раз нашего сотрудничества с Егором, чтобы искать какие-то неожиданные ракурсы.

Грим вы придумали или он?

Евгений Стычкин: Он. Каждый раз, в каждой нашей картине он приходит с неким референсом: он хотел бы, чтобы я выглядел вот так, и приносит мне две-три фотографии каких-то людей.

Не протестуете?

Невозможно узнать актера в роли Ленина в сериале «Троцкий». Фото: Кадр из фильма
Евгений Стычкин: Протестую страшно! Ругаюсь насмерть! Обычно он переубеждает. Вообще Егор, несмотря на то что он такой молодой и вроде милый и симпатичный парень, очень нудный маньяк. Он безжалостно настаивает на своих решениях, кропотливо их претворяет в жизнь, и с ним вообще непросто спорить. Но я получаю от этого удовольствие. Люблю, когда меня переубеждают, мне нравится, когда режиссер доказывает свою правоту. Не настаивает на ней, мол, как я сказал, так будет, потому что я режиссер, а находит аргументы.

Вы очень плодовиты — у вас больше ста ролей в кино, еще и работы в театре. Но в постановках по Гоголю вы не играли ранее.

Евгений Стычкин: Нет, не играл. Но фильм имеет к писателю Гоголю весьма опосредованное отношение. Учитывая то, до какой степени смело Гоголь сам нарушал границы и экспериментировал, мне кажется, что он был бы страшно доволен, если бы, ставя его и в театре, и в кино, авторы шли бы так же, как и мы — нагло, уверенно, своим путем. Думаю, что это принесло бы ему гораздо больше удовольствия, чем строгое соответствие неким когда-то придуманным взглядам на то, как нужно работать с «нашим достоянием», и как не нужно.

А что касается такого «достояния», как Ленин? Вы исполняете его роль в сериале «Троцкий», который этой осенью прозвучит не менее громко, чем «Гоголь». Вы же не в первый раз играете Ленина?

Евгений Стычкин: Первый. А в театре я Сталина играю. Театр «Практика», спектакль «Девушка и революционер».

И в какой роли органичнее — Сталина или Ленина — себя чувствуете?

Евгений Стычкин: И там, и там. Моя профессия — чувствовать себя органично. Смешной случай — мы играли спектакль, и Агния Кузнецова — партнерша — меня поцарапала. А я после спектакля садился в поезд и уезжал сниматься в Питер — играть Ленина. И я ей говорю: «Представляешь, ты поцарапала Сталина, а царапина будет у Ленина — полный паноптикум».

Что-то вы нашли свое для роли Ленина? Его всегда все очень одинаково изображают, не считая Михаила Ульянова. Ленин — на броневичке и картавит: «Здгавсгуйте товагищи!» Ваш будет не такой?

Евгений Стычкин: Нет, я думаю, что он будет более или менее такой. При этом, конечно, сильно отличаться от остальных. Во-первых, я — другой. Да и наше кино совсем непохоже на то, что было снято ранее. Прежде всего с точки зрения изобразительных средств и взгляда на ситуацию. Другое дело, что с Лениным очень трудно. Когда есть записи и это мегаизвестный человек, которого все себе хорошо представляют и каждому доподлинно известно, что он-то уж совершенно точно знает, как должен выглядеть, вести себя и разговаривать Ленин. Потому что все слышали речи, видели бесконечные советские фильмы и так далее. Поэтому если взять и совсем его не играть, то может быть, из кадра в кадр, мало-помалу можно было бы доказать зрителю, что Ленин может быть совсем другим. Мы же в нашей истории даже отказались от знаменитых моментов, когда он переодевался, сбривал бороду, надевал парики и так далее. Это выглядит крайне нелепо. И поэтому для того, чтобы у зрителя ничего не вызывало ненужных переживаний, мы приняли решение, что Ленин должен быть Лениным. То есть да, он будет картавить, определенным образом говорить и закладывать руку за лацкан пиджака.

Вы удивились, когда вам предложили Ленина играть?

Евгений Стычкин: Да, очень. Мне предложил Александр Цекало. Я настаивал на том, что не похож, понимал, что все будут приставать именно с подобными претензиями — что вы идете «крупным помолом», то есть сразу картавите и закладываете руку за лацкан пиджака. Я осознавал, что это такой персонаж, за которого придется перед всеми все время отвечать — каждый будет считать, что должен рассказать тебе, что думает по поводу роли Ленина и как ты ее сыграл.

Скажите «спасибо», что вы не в советское время живете, тогда это был бы штамп на всю жизнь.

Евгений Стычкин: Ну уж нет! Если бы я в советское время сыграл бы хорошо Ленина, то получил бы Ленинскую премию, квартиру и дачу в Барвихе.

Этой осенью, к дате 100-летия революции выйдут два фильма с двумя Лениными. Ваш «конкурент» в этой роли — Евгений Миронов.

Евгений Стычкин: Четыре фильма с четырьмя Лениными! Есть еще один сериал и еще один художественный фильм. Нас четверо. И думаю, что одинаково глупо, как когда ты играешь некую историческую личность, подходить к работе с точки зрения места в истории своего персонажа, а также не следует думать о том, что эту же роль играет кто-то параллельно с тобой, и размышлять, как бы его переиграть.

У нас осенью появятся два сериала с названием «Спящие»: на Первом канале и на НТВ. Вы снимаетесь на НТВ. Сюжет этого детектива сводится к тому, что на картинах изображены спящие люди, но с этим связаны какие-то убийства. И проходит расследование. Кто там ваш герой — следователь, преступник?

Евгений Стычкин: Сценарий сериала «Спящие» написал Илья Куликов, а снял его Никита Грамматиков. Вообще команда очень молодая, талантливая, амбициозная, работоспособная. В картине рассказана довольно жесткая история с элементами мистики. Мой герой — собиратель живописи, серьезный богатый бизнесмен. Он собирает эти картины со спящими, и он их определенным образом чувствует и слышит. Мы снимались вместе с Юрой Чурсиным, и он там будет восхитительно невыносимым.

Это он по роли или как партнер восхитительно невыносим?

В «Хождении по мукам» Евгений Стычкин играет батьку Махно. Фото: Предоставлено пресс-службой НТВ
Евгений Стычкин: По роли, а как партнер он прекрасен. У нас две картины сейчас с ним выходят. Вторая — фильм — «За гранью», и мы там тоже рука об руку.

А у вас есть штампы, как играть бизнесмена? Я, например, люблю вашу работу в сериале «Измены» Вадима Перельмана. И вы там также — крутой бизнесмен. И в «Фарце», кстати, — тоже.

Евгений Стычкин: Бизнесмен — это человек, который занимается неким непростым делом, требующим определенного склада ума, сосредоточенности, образования, жесткости и так далее. Если говорить об амплуа бизнесмена, так не работает. Мне не кажется, что можно выделить бизнесмена в отдельную категорию людей. Особенно в современном мире они могут быть крайне разными. Такими и стараюсь их изобразить.

Все очень ждут сериал «Хождение по мукам». Какие у вас отношения с этим произведением Алексея Толстого, ведь и в этом фильме у вас не маленькая роль.

Евгений Стычкин: С режиссером Константином Павловичем Худяковым я работал, когда был еще совсем молодым артистом. Проект назывался «Самозванцы». И с тех пор мы нигде не пересекались, хотя я знал его и на площадке, и вне площадки — он дружил с моим папой. Так что мне очень хотелось с ним где-то совпасть. Поэтому, когда мне Константин Павлович позвонил и сказал: «Приезжай ко мне играть Махно!», я не глядя и не читая, но учитывая то, что это — «Хождение по мукам», то есть в целом понятно, о чем речь, согласился.

То есть вы еще и Махно! Мало вам Ленина и Сталина…

Евгений Стычкин: Константин Павлович — человек высокообразованный и интеллигентный. И конечно, мы до такой степени уже отвыкли от удовольствия общаться с подобными людьми, что, когда попадаешь на площадку, где всем заправляет такой человек, и, соответственно, исходя из его представления о прекрасном, строится работа, это очень большое удовольствие.

Где смотреть сериал «Гоголь. Начало»

Создатели проекта «Гоголь» проводит эксперимент. Фильм состоит из 4 частей — «Гоголь. Начало», «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть», которые будут выходит в кино в течение осени друг за другом с небольшим интервалом. Такого еще никто не делал. После того, как состоится кинопрокат (он начнется с 31 августа), многосерийный фильм выпустят в телеэфир. Оправдает ли себя такая форма проката — вскоре узнаем.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>