Дмитрий Данилов — о том, в чем сегодня секрет писательского успеха

Дмитрий Данилов — о том, в чем сегодня секрет писательского успеха

На прошедшем «Кинотавре» прошла премьера фильма «Человек из Подольска», снятого по одноименной пьесе Дмитрия Данилова. В последние годы писателя особенно полюбили режиссеры — кроме кинофильма его стали много и часто ставить в театрах. Не помешал и коронавирус: вышла новая пьеса, посвященная пандемии, и новые постановки в «зуме». Данилов стал одним из немногих писателей, получивших театральную «Золотую маску». Не говоря уже о литературных премиях. В чем секрет писательского успеха сегодня? Об этом «РГ» и поговорила с Дмитрием Даниловым.

Вы поэт, прозаик, драматург, преподаватель. Что главнее в этом списке?

Дмитрий Данилов: Ничто не главнее. Все это — занятие письмом, общий поток. В разные времена разные вещи выходят на первый план. Вот сейчас, допустим, это драматургия. А поэзия у меня все время в фоновом режиме существует. Для прозы сейчас нет каких-то серьезных идей. Появятся — будет и проза.

А как вы решаете, какую художественную форму обретет пришедшая идея?

Дмитрий Данилов: Выбора как такового обычно нет. Идея приходит сразу с формой воплощения: так, это будет пьеса. Никаких раздумий, не воплотить ли задуманное в роман, нет.

Но писали вы, что называется, всегда? Приход в серьезную литературу у вас случился, по моим подсчетам ровно 10 лет назад — после публикации романа «Горизонтальное положение»…

Дмитрий Данилов: Конечно, я писал не всегда. Начал в 20 лет с небольших рассказов. Тогда у меня совершенно не было знакомств в литературной среде. И я как-то не сумел их завести, хотя, наверное, можно было, несмотря на отсутствие интернета. Но были другие активности. В конце концов, на Гоголевском бульваре стояли щиты с газетой «Гуманитарный фонд», в которую можно было написать письмо. Но я этого почему-то не сделал. В общем, первая творческая волна у меня заглохла. Потом был большой перерыв. Снова стал писать в 32 года. С тех пор и пишу.

Обо мне узнали действительно после первого романа в «Новом мире» и выхода книги в «Эксмо». К моему счастью, ее заметили, и было много откликов — как положительных, так и отрицательных. Она вошла в шорт-лист «Большой книги». А до этого меня знали в узком литературном кругу.

Вашу пьесу «Выбрать троих», посвященную эпидемии коронавируса, напечатали мгновенно — редчайший случай. Как долго над ней работали?

Дмитрий Данилов: Ее я написал очень быстро — примерно за пару ночей. Вообще, писать — самая малая часть работы. Обычно я долго придумываю. «Человека из Подольска» обдумывал года три. Потом сел и за месяц написал. «Свидетельские показания» придумывал год, «Сережу очень тупого» — несколько месяцев. А последняя пьеса как-то быстро придумалась. Мне предложили поучаствовать в фестивале коротких пьес «Коронадрама». Поначалу я скептически отнесся к этой идее. Знаете, есть такое снобское отношение к писанине на злобу дня…

Да-да, серьезный автор пишет о вечном!

Дмитрий Данилов: И вдруг пришла идея пьесы. За ночь написал 12 страниц. На читке вдвоем с режиссером Талгатом Баталовым прочли в зуме за пятерых героев. Было очень весело. А потом пьесу на сайте фестиваля заметил Евгений Каменькович, худрук театра «Мастерская Фоменко». А мы с этим театром дружим, там поставлены две моих пьесы. Каменькович предложил расширить пьесу. А у меня самого уже было несколько идей. И я за одну ночь написал еще 12 страниц. И пьесу поставили в трех театрах. После «фоменок» была постановка Михаила Бычкова в Воронежском камерном театре. Оба зум-спектакля мне очень нравятся. Прекрасные режиссерские и актерские работы. Еще был драмтеатр «Наш», где пьесу взяли в репертуар. Будут играть онлайн. А в обычном виде, на сцене, ее пока не ставили.

Как решились стать драматургом?

Дмитрий Данилов: Просто однажды захотелось зайти на новую территорию. Видел успех своих друзей, Андрея Родионова и Кати Троепольской. Решил попробовать. В принципе, всем известно, что такое пьеса. Слева пишется, кто говорит, а справа — что! (Смеется) А еще нас учат: сначала думай, потом делай. Но я считаю, что есть ситуации, когда нужно сперва сделать, а потом уже подумать, что это и зачем. Потому что пока ничего не сделал, думать не о чем.

Ввяжемся в бой, а там посмотрим — знакомый тезис!

Дмитрий Данилов: Вот и у меня так случилось. Просто первая же моя пьеса возымела некоторый успех. А потом я уже стал активно изучать современную драматургию.

Некоторый успех? Это вы поскромничали. «Золотая маска» за пьесу — это очень круто. А как изменилась ваша жизнь после премии?

Дмитрий Данилов: Какое-то время пребывал в эйфории — все-таки «Маска» для меня стала первой премией российского масштаба. Правда, я не умею радоваться успеху годами. А жизнь моя, конечно, после награждения изменилась — сразу пошел вал постановок.

Насколько плотно пришлось вам участвовать в работе над фильмом, снятым по пьесе «Человек из Подольска»?

Дмитрий Данилов: Сценарий написала Юлия Лукшина, мне он в целом понравился. Сам я не рвался в сценаристы, поскольку не было никаких идей для переноса пьесы в кино. А Юлия придумала свои сюжетные ходы, делающие эту историю более киношной. Ни в репетициях, ни в кастингах, ни в съемках не участвовал. Продал права на экранизацию — и все. Так что интересно было все это увидеть уже на экране.

Были еще предложения от кинорежиссеров, продюсеров?

Дмитрий Данилов: Да, был ряд предложений. Но кино — это не театр. Можно сделать неудачный спектакль — ничего страшного, другой будет лучше. А кино делается один раз. Повторно обращаются только к классике, и то не ко всей. Со мной разговаривали начинающие режиссеры, просили разрешения на экранизацию. Но я не соглашался. Риск неудачи велик, хотя и дебютанты могут снять великое кино. А по поводу «Человека из Подольска» было серьезное предложение от очень серьезного продюсера, Натальи Мокрицкой. Она продюсировала фильмы Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» и «Юрьев день», а также картины «Класс коррекции», «Битва за Севастополь», «Кино про Алексеева». Она и доверила снимать фильм театральному режиссеру Семену Серзину, очень ценимому мною. Мне кажется, не ошиблась.

Все главные герои ваших пьес схожи в одном. Вы рисуете конформистов, не бойцов, играющих по чужим правилам. Почему люди соглашаются с очень странными обстоятельствами? Такова примета времени?

Дмитрий Данилов: Да, это коллективный портрет нашего современника. Я и сам конформист. И мне такие люди более понятны, нежели пламенные революционеры.

Поэтому и полицейские в «Человеке из Подольска» такие добрые?

Дмитрий Данилов: Ну, это такой абсурдистский сюжет. Мне хотелось перевернуть представление о том, что сотрудник органов может только какое-то зло продуцировать. Был смешной случай. В Тольятти на фестивальную читку моей пьесы «Человек из Подольска» пришло целое полицейское подразделение — начальство направило сотрудников повышать культурный уровень. И они случайно попали на эту пьесу про полицию. Всем дико понравилось. Полицейские потом сказали организаторам: «Спасибо за создание положительного образа полиции в театре!» (улыбается). Хотя они, в общем-то, в пьесе и не добрые.

В чем писательское счастье — в ежедневном вдохновении или любви миллионов?

Дмитрий Данилов: Мне незнакомо ни то, ни другое. Но вообще, писательство — хороший вид деятельности, очень интересный.

Справка «РГ»

Дмитрий Данилов родился в Москве в 1969 году. Окончил высшие богословские курсы при Московской духовной академии. Работал редактором солидных корпоративных изданий. Ведет курсы в Литературных мастерских от Creative Writing School. Автор романов, повестей и сборников стихов. Пять его пьес были поставлены в 50 театрах. В 2018 году стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа драматурга». Лауреат премии Андрея Белого, премий журналов «Новый мир», «Октябрь», итальянской литературной премии Citta di Cattolica и премии «Нонконформизм».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>